притча дня
В Библии есть 31 притча, как раз для того, чтобы читать каждый день одну притчу, с учетом того, что каждый месяц дней бывает от 28 до 31. :-) Сегодня мы читаем притчу номер 21. Комментарии к притчам взяты из издания Новая Женевская Учебная Библия. Тексты Библии и этого комментария Вы можете получить в бесплатной программе "Цитата из Библии" в разделе Софт-твари нашего сайта.притча 211. Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его. 2. Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. 3. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва. 4. Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех. 5. Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение. 6. Приобретение сокровища лживым языком - мимолетное дуновение ищущих смерти. 7. Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду. 8. Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо. 9. Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. 10. Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его. 11. Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание. 12. Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие. 13. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан. 14. Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху - сильную ярость. 15. Соблюдение правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло. 16. Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов. 17. Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет. 18. Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного - лукавый. 19. Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою. 20. Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их. 21. Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. 22. Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись. 23. Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою. 24. Надменный злодей - кощунник имя ему - действует в пылу гордости. 25. Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26. всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет. 27. Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее. 28. Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда. 29. Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой. 30. Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу. 31. Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа. комментарий:1 Сердце царя - в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис. 45,1). 3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1 Цар. 15,22; Ис. 1,11-17) и является редкой для учительной литературы (см. 15,8 и ком.). 4 Гордость очей. См. 6,17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и "надменное сердце". 5 Ср. 19,15 и 21,25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями. 7 обрушится на них. См. 1,17-19 и ком.; 12,13. 9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно). 10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой. 12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия. 15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей - понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением "страх Господень". 16 См. 2,18; 3,18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти. 17 вино и тук. Здесь - символ расточительности. 18 Выкупом. См. 11,8; Исх. 21,28-30. Выкуп - сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис. 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху. 19 См. ст. 9 и ком.; 19,13. 21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения. правду. Справедливые взаимоотношения. 22 См. 16,32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2 Кор. 10,4. 23 См. 13,3; 15,23; 18,13. 24 кощунник. См. 9,7; 19,25 и ком. 25 См. 19,24 и ком. Алчба. Сильное желание, жажда чего-то. 26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости. 27 См. ст. 3; 15,8 и ком. 28 См. 14,25; 19,5.9 и ком. 30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих. 31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа. | Другой день: 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 |