БИБЛИЯ    НОВОСТИ    СОФТ    ФОРУМ    ЧАТ   Facebook | Twitter

притча дня

В Библии есть 31 притча, как раз для того, чтобы читать каждый день одну притчу, с учетом того, что каждый месяц дней бывает от 28 до 31. :-) Сегодня мы читаем притчу номер 14. Комментарии к притчам взяты из издания Новая Женевская Учебная Библия. Тексты Библии и этого комментария Вы можете получить в бесплатной программе "Цитата из Библии" в разделе Софт-твари нашего сайта.

притча 14

1. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

2. Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.

3. В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.

4. Где нет волов, [там] ясли пусты; а много прибыли от силы волов.

5. Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.

6. Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.

7. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст.

8. Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же безрассудных - заблуждение.

9. Глупые смеются над грехом, а посреди праведных - благоволение.

10. Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.

11. Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветет.

12. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.

13. И при смехе [иногда] болит сердце, и концом радости бывает печаль.

14. Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый - от своих.

15. Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.

16. Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.

17. Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.

18. Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием.

19. Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые - у ворот праведника.

20. Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей.

21. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.

22. Не заблуждаются ли умышляющие зло? но милость и верность у благомыслящих.

23. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.

24. Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость [и] [есть].

25. Верный свидетель спасает души, а лживый наговорит много лжи.

26. В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище.

27. Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

28. Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю.

29. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

30. Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.

31. Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

32. За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

33. Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе.

34. Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов.

35. Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.

комментарий:

1 Мудрая жена. Букв.: "мудрейшая из женщин". С одной стороны, здесь подчеркиваются преимущества семейной жизни, осененной женской и материнской мудростью, а с другой - словесные совпадения с 9,1 (см. ком.) наводят на мысль о персонификации мудрости.

2 боится Господа. См. 1,7 и ком.

3 См. 10,13 и ком.

4 пусты. Смысл соответствующего слова в древнееврейском тексте неясен, возможен перевод "чисты". Однако главное здесь в следующем: чтобы иметь прибыль, необходимы определенные затраты, чтобы получить что-то, необходимо чем-то поступиться.

6 Распутный. См. 1,22 и ком.

ищет мудрости. Даже распутные люди сознают, что у мудрости есть свои преимущества, однако они не могут понять и усвоить уроки мудрости, чтобы овладеть этими преимуществами (см. ком. к 14,4).

8 разумного. В контексте библейской литературы мудрости это слово означает человека, который избирает путь, ведущий к жизни (см. 12,16.23; 13,16 и ком.).

заблуждение. Вероятно, самообман, хотя нельзя исключить и обман других.

9 благоволение. Слово, на котором строится противопоставление обеих частей стиха, подразумевает как признание Божие, так и установление добрых отношений с окружающими (см. 11,27 и ком.).

11 См. 10,25 и ком.

12 См. 2,18.20-22; 3,18 и ком.

13 Как и в ст. 10, здесь речь идет о личных, сокровенных переживаниях. Нет худа без добра и, наоборот, к радости также часто примешиваются боль и печаль.

14 Смысл второй части пословицы в древнееврейском тексте неясен. Однако очевидно, что вся пословица говорит о различном воздаянии за добро и зло, выражая тем самым одно из наиболее распространенных в учительной традиции понятий о миропорядке.

15 Глупый. См. 1,4 и ком.

благоразумный. Т.е. не принимающий на веру все услышанное, осмысливающий и избирающий доброе и правильное.

16 боится. Возможно, "боится Господа" (как в NIV). Другой вариант перевода: "Мудрый - осторожен и удаляется от зла".

17 умышленно. Соответствующее древнееврейское слово обычно обозначает рассудительность, которая расценивается как добродетель (см. 1,4; 2,11; 3,21; 5,2; 8,12). Согласно правилам антитетического параллелизма здесь должно подразумеваться качество характера, противоположное вспыльчивости. В NIV эта фраза переведена "...но человек рассудительной ненависти".

ненавистен. В Септуагинте: "переносит" или "терпелив". В древнееврейском тексте, которому следует NIV: "ненавистен глупцам".

18 Невежды. См. 1,4 и ком.; ст. 15 и ком.

знанием. См. 1,7 и ком.

19 Здесь, по-видимому, говорится о Божественном правосудии, которое оказывается на стороне праведников, понуждая нечестивых преклониться перед ними.

20 Этот стих следовало бы поместить за ст. 21, как развивающий тему человеческих взаимоотношений. Несмотря на самые лучшие помыслы, дружба, требующая постоянного подтверждения, становится обременительной для человека, но бескорыстные и нетребовательные люди могут достичь простоты в дружеских отношениях.

21 В основе завета, устанавливающего справедливость и заботу в отношениях между всеми его участниками, лежит милосердие. С еще большей ясностью этот принцип выражен в Новом Завете, проповедующем любовь к ближнему, как отражение Божией любви к людям (1 Ин. 4,7-11).

22 милость и верность. Это выражение, как правило, свидетельствует об исполненном любовью Божием участии в судьбе Своего народа. Здесь оно применяется к высочайшим проявлениям человеческой любви и преданности.

23 См.10,4;12,11.27;13,4 и ком.

24 Данный стих почти тождествен ст. 23. Тавтология во второй части подчеркивает бессодержательность глупости.

25 См. ст. 5. Первая часть стиха говорит о роли правдивого свидетеля, а вторая не столько завершает противопоставление, сколько определяет сущность лжесвидетельства, искажающего истину.

26 В страхе пред Господом. См. 1,7; 3,7 и ком. Судя по контексту, речь идет о мудром человеке, испытывающем такой страх.

надежда твердая. Мудрость человека охраняет его дом и детей от всякой беды.

27 См. 3,18; 10,11; 11,30; 13,15 и ком. В данном стихе страх Господень является синонимом мудрости.

28 Тема мудрого правителя является центральной в израильской учительной словесности. Этот стих говорит о том, что слава Соломона не была бы столь величественна, если бы ее не создавал народ.

29 Ср. ст. 17.

30 сердце. См. 2,2 и ком.

жизнь. Телесное здоровье не мыслится без здоровья души, т.е. нравственно-эмоциональной сферы.

32 смерти. В Септуагинте: "в чистоте", что лучше соответствует параллельному строению стиха. Древнееврейское же "при смерти", не являясь бесспорным указанием на будущую жизнь, выражает уверенность в том, что Бог защитит праведников.

33 дает знать о себе. Древнееврейский текст здесь допускает двоякое понимание: 1) глупец похваляется своей мудростью, 2) глупец вынужден рано или поздно отдать должное мудрости.

34 возвышает. В данном случае это слово свидетельствует о действии благословения Божиего (Втор. 28,1-14), примером коего служит судьба Израиля, описанная в 3 Цар. 4,20-28.

  Другой день:

01  02  03  04  05  06  07  08  09  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31 











На правах рекламы: .



Все материалы © 1999-2018 "JesusChrist.ru - сервер христианского общения".
Новости из дайджеста © указанных источников и СМИ.
Вы можете помочь нашему проекту