Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Общий раздел
Просмотров: 13632 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

В теме участвуют: Тимофей (9) Amicus (2) RomanKKK (1) Sergey (1) Vero (1) Алексей Нифатов (1) Владимир_1959 (1) Новости (1) Олег Дорошенко (1) Шарфик (1)

Страниц в этой нити: 1 | 2 | (показать все)
Новости
05/08/03 10:12

# 101245

Скончался известный митрополит Антоний Сурожский Help admins  

Автоматически созданное сообщение, для обсуждения новости от 05-08-2003 11:12 по ссылке http://jesuschrist.ru/news/2003/08/05/4539

Скончался известный митрополит Антоний Сурожский

С глубоким прискорбием Сурожская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата сообщила о кончине ее основателя и любимого архипастыря, бывшего митрополита Сурожского Антония, который на 90-м году жизни почил 4-ого августа 2003 года.

Митрополит Антоний прослужил в Великобритании более пятидесяти лет, снискав глубокое уважение и любовь многих тысяч людей во всем мире, передает "Седмица.Ру".

На днях, 31 июля, Священный Синод РПЦ МП отпустил митрополита Сурожского Антония на покой по его собственному желанию.

Тимофей
Христианин
05/08/03 10:13
timh.ru

# 101246

Re: Скончался известный митрополит Антоний Сурожский нов [re: Новости, #101245] Help admins  

http://www.metropolit-anthony.orc.ru/ - хороший сайт о нем и с его творениями.


Тимофей
Христианин
05/08/03 12:04
timh.ru

# 101259

Re: Скончался известный митрополит Антоний Сурожский нов [re: Новости, #101245] Help admins  

Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви митрополит Антоний (Блум), бывший Сурожский, скончался 4 августа в Лондоне на 90-м году жизни.

Как сообщили "Благовест-инфо" источники в Лондоне, митрополит Антоний умер около 16 часов по Гринвичскому времени (около 19-ти по Московскому) в хосписе, где он находился последние несколько недель. Причиной смерти стало онкологическое заболевание. В начале этого года митрополит перенес хирургическую операцию – в это же время он подал Патриарху Алексию II прошение о выходе на покой с поста главы Сурожской епархии Московского патриархата, объединяющего приходы в Великобритании и Ирландии. Прошение было удовлетворено Священным Синодом РПЦ 30 июля – за пять дней до смерти архиерея.

В последние месяцы митрополит Антоний очень редко служил и появлялся на публике. Одно из последних богослужений митрополит совершил на Пасху. Последним публичным появлением иерарха стало участие в банкете в Букингемском дворце, который дала в честь президента России Владимира Путина английская королева Елизавета II 24 июня.

В последние дни администрация хосписа практически никого не пускала к умирающему митрополиту – одним из немногих, кто смог пройти в его палату, был клирик Успенского собора Лондона священник Джон Ли, по свидетельству которого владыка Антоний уже не мог говорить, но был в сознании и жестами общался с ним.

Митрополит Антоний (в миру Андрей Борисович Блум, Bloom) родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. Предки по линии отца – выходцы из Шотландии, обосновались в России в петровское время; по матери он был в родстве с композитором А.Н. Скрябиным. Раннее детство прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Мальчик рос вне Церкви и уверовал, будучи 14-летним подростком.

После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. 10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев). Во время немецкой оккупации врач в антифашистском подполье.

После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября во иеродиакона, 14 ноября во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон. С 1 сентября 1950 г. настоятель храмов св. апостола Филиппа и преп. Сергия в Лондоне; храм св. апостола Филиппа, предоставленный приходу англиканской Церковью, со временем был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и Всех Святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В январе 1953 г. был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 г. – архимандрита.

30 ноября 1957 г. был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария экзарха Патриарха Московского в Западной Европе; хиротонию совершили в Лондонском соборе тогдашний экзарх, архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского экзархата, Сурожскую епархию, с возведением в сан архиепископа. С января 1963 г, по уходе на покой митрополита Николая (Еремина), назначен исполняющим обязанности экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. 27 января 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности экзарха в Западной Европе; это служение нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и пастырскому окормлению непрестанно умножающейся паствы.

За годы служения митрополита Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Митрополит Антоний получил широкую известность не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.

Благовест-инфо / Радиоцерковь.


Тимофей
Христианин
05/08/03 14:41
timh.ru

# 101270

Re: Скончался известный митрополит Антоний Сурожский нов [re: Новости, #101245] Help admins  

http://www.pravoslavie.ru/guest/mitr_antony.htm - интервью в 2001 году.


Amicus
06/08/03 02:39

# 101411

Re: Скончался известный митрополит Антоний Сурожский нов [re: Новости, #101245] Help admins  

Печальное известие.


Шарфик
христианин
06/08/03 06:07

# 101423

Re: Скончался известный митрополит Антоний Сурожский нов [re: Тимофей, #101270] Help admins  

Толковое интервью.

Некоторые места, что мне понравились.........

О сути единства через веру и через дела веры
-----------------------------------------------------------
- Да, я спрашивал еще о духовной ситуации на современном Западе и в частности о том, как относиться к странным нововведениям протестантов (в частности здесь в Англиканской церкви).

- Понимаете, в чем дело: Англиканская церковь, так же, как и другие западные церкви, за последние пятьдесят лет потеряли очень много веры. Не формы, а самой веры. Веры в реальность воплощения, в реальность Воскресения Христова, веры в реальность Святых Таин. И понятно, что в этом отношении мы сойтись не можем. Но с другой стороны, у многих людей, богословские представления которых для нас неприемлемы, личный опыт молитвы и опыт Бога может быть истинным и глубоким.

Я был пять лет на войне и во французском Сопротивлении и видел людей разных исповеданий и даже безбожников. И меня поразило то, что нас разделяет не разная вера, а то, как ты активно в жизни переживаешь то немногое, что у тебя есть. Я помню одного офицера, который шесть раз вышел из защищенного положения, чтобы внести раненных солдат, он был весь изранен, он был католик, формальный католик (то есть вовсе не мистик). Я видел протестантов, которые отдавали свою жизнь за других. Я помню одного русского священника, который стал потом епископом в Цюрихе, его звали Серафим. Он с одного края фронта на другой написал мне письмо, о том, что он всю жизнь жаловался на то, что он такого высокого роста и такой широкоплечий, потому что все на него обращали свое внимание. А теперь он писал: "Я благодарю Бога, потому что когда бывает обстрел, двое могут спрятаться за мою спину". И это были люди разных исповеданий, но все - люди, глубоко верящие в Бога.

Поэтому сейчас вопрос между вероисповеданиями - не вопрос о сличении текстов и вероисповеданий, а в том, что через эти молитвы, через эти тексты, ты встречаешь Бога или нет.

Когда я попал сюда, изучил английский язык и смог делится своим православием, как умел, я стал замечать, что у нас есть непроходимые грани, которые нас разделяют, с точки зрения вероучения или даже духовного опыта. Но при этом есть нечто общее - то, что мы устремлены к одному и тому же Богу.

Если вы поставите вопрос о том, сколько часов в день обычный католик живет своей верой в непогрешимость Папы, он и не вспомнит. Поскольку он живет Богом и Таинствами. Это не значит, что он прав. Я очень отрицательно отношусь к такому экуменизму, который сглаживает разницу и искусственно сближает людей, которые остаются далекими. Мы должны ставить вопрос о том: какова твоя вера в Бога, что ты о Боге знаешь? Потом будем рассуждать о другом. И сейчас мы, кажется, начинаем возвращаться к этому, потому что мы истощили все аргументы в бесконечных спорах и теперь можно ставить вопрос человеку: в какого Бога ты веришь?




О государстве и церкви
-----------------------------

- На мой взгляд, сейчас ситуация вообще очень сильно изменилась прежде всего в вопросе отношений Церкви и государства. Со стороны государства и общественности взгляды устремлены в сторону Церкви, может быть, как никогда за последние десятилетия. Пишут об этом много, много обсуждается тема взаимодействия Церкви и государства в разных областях… Как Вы расцениваете перспективы такого рода сотрудничества?

- Это очень трудный вопрос. Потому что с одной стороны, конечно, хочется, чтобы между государством и Церковью было взаимное уважение и гармония. С другой стороны, из истории Церкви мы знаем, как это опасно, когда Церковь делается орудием государства. Когда речь идет о том, чтобы Церковь стояла за родину и за образование - тут, конечно, вопроса никакого нет. Но до какой степени государство может использовать Церковь для своих целей - это всегда остается под вопросом. И Церковь должна быть очень внимательна в отношении такого рода сотрудничества.

О судьбе православия
--------------------------------
- Каким Вы видите будущее Православия здесь, в Великобритании, а с другой стороны - в России?

- Я отвечу на этот вопрос так: ударение нам нужно ставить на познании Бога, а не на форме. Древняя форма, разумеется, сохранится. Но акцент должно делаться именно на Богопознании.

Вообще я думаю, что Православие сейчас растет, но растет не как пожар. А просто растет - постепенно. В Англии оно имеет особое значение в двух планах: с одной стороны, как исповедание веры - открытое, определенное, не колеблющееся, тогда как западные исповедания сейчас шатки и валки в этом отношении. С другой стороны, как я Вам уже говорил, оно важно как вероисповедание, которое не ищет интеллектуального спора, а ищет опыта общения с Богом и на этом основании нового взаимообщения между людьми.

- Что бы Вы хотели пожелать православным молодым людям в России сегодня?

- Чего я могу пожелать всем - это того, чтобы они погружались в православную русскую традицию (в богослужении, молитве и так далее), но не делались бы ее пленниками. Чтобы они ей питались, оживали через нее, как оживает человек от общения с кем-то, у кого есть большой опыт, какого у них нет....






"Я по капле выдавливал из себя раба." A. Чехов

Тимофей
Христианин
06/08/03 10:55
timh.ru

# 101450

Митрополит Антоний: христианин в жестоком мире нов [re: Новости, #101245] Help admins  

Константин Эггерт, Би-би-си
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_3126000/3126693.stm

4 августа в Лондоне в возрасте 89 лет скончался митрополит Антоний (Блум) - легендарный основатель Сурожской епархии Русской православной церкви, которая стала центром православия на территории Великобритании, да и во всей Западной Европе.

Жизнь митрополита Антония описывать одновременно и легко, и трудно.

Ее внешняя канва проста: родился в 1914 году в семье русского дипломата в Персии, эмигрировал с семьей во Францию, учился на медика. В 1939 году ушел во французскую армию, перед этим тайно приняв монашеские обеты.

Участник Движения сопротивления. После войны рукоположен в священники. В конце 50-х годов становится самым молодым епископом Русской православной церкви. В 60-е годы - патриарший экзарх, управляющий Западной Европы. Посвящен в сан митрополита.

А в 1974 году он слагает с себя полномочия экзарха в знак протеста против высылки из СССР Солженицына.

Многие десятилетия служил в церкви Успения Богородицы в лондонском районе Кенсингтон.

Митрополит Антоний - автор десятков книг и статей, от популярных проповедей до философских трактатов.

Уникальная фигура

И, тем не менее, фигур, подобных митрополиту Антонию, в истории русской церкви ХХ века немного. Более того, покойный митрополит Сурожский был едва ли не единственным современным русским религиозным философом, которого слушали и чтили представители других христианских конфессий.

Владыка Антоний был христианским мистиком в том смысле, что верил в возможность для любого уверовавшего в Христа почувствовать присутствие Бога рядом.

Так, как это случилось с ним самим, равнодушным к вере подростком, когда, уступив просьбам родных, он однажды взялся читать Евангелие и, по его собственным словам, вдруг ощутил, что Христос незримо находится в комнате рядом с ним.

Вся жизнь митрополита Антония - это опыт построения истинно христианского существования в светском, подчас жестоком и равнодушном мире.

Он стал, возможно, самым успешным православным проповедником на Западе в минувшем веке. Просто одетый, он просто говорил о сложных проблемах бытия и преображал жизни людей.

Автор этих строк лично знаком с англичанами и ирландцами, перешедшими в православие, а иногда и просто впервые уверовавшими в Бога под воздействием проповедей владыки.

Митрополит Антоний был и реформатором жизни своей Сурожской епархии, наследие которого русская церковь только сегодня начинает воспринимать и реализовывать на практике.

Пример для подражания

Строящаяся на принципах выборного самоуправления Сурожская епархия - образец того, как миряне - русские и англичане - могут активно участвовать в приходских делах, являя собой образец активных и деятельных христиан.

В начале этого года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II именно опыт построения внутренней жизни Сурожской епархии предложил как пример для подражания православным приходам в Западной Европе.

Тех, кто волей случая, подобно мне, оказывался на приходских собраниях в лондонской церкви, потрясало то, что митрополит участвовал в них наравне с простыми прихожанами.

С ним спорили, он спорил, уговаривал, просил. Он был абсолютно чужд помпезности и властолюбию, столь характерным для многих церковных иерархов всех конфессий. Его любили за простоту, за умение слушать и слышать.

Митрополит Антоний на своем опыте знал, как нелегко быть истинным христианином в современном мире, и своей жизнью доказал, что это все-таки возможно. По самому строгому счету.


Тимофей
Христианин
06/08/03 17:27
timh.ru

# 101521

Re: Скончался известный митрополит Антоний Сурожский нов [re: Новости, #101245] Help admins  

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=121

Игумен Иннокентий (Павлов). УШЕДШАЯ ЭПОХА. Заметки в связи с кончиной митрополита Сурожского Антония

Церковная история ХХ века знает несколько имен "человек-эпох". Это, скажем, Папа Пий XII или Патриарх Афинагор, с которыми, действительно, уходили целые эпохи церковной истории, ознаменованные историческими катаклизмами, в контексте которых им приходилось отстаивать место Церкви прежде всего как социально-политической структуры в быстро меняющемся мире. Уход эпохи владыки Антония, также, несомненно, ставшей достоянием церковной истории, сродни уходу эпох московских протоиереев Алексия Мечева и Всеволода Шпиллера, то есть эпохцерковного проповедничества и пастырства.


Тимофей
Христианин
06/08/03 17:29
timh.ru

# 101523

Re: Скончался известный митрополит Антоний Сурожский нов [re: Новости, #101245] Help admins  

"ИЗВЕСТИЯ": Пастырь добрый. Ушел из жизни митрополит Антоний Сурожский

http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=2063

Поздним вечером 4 августа в лондонском хосписе скончался один из старейших русских иерархов, митрополит Сурожский Антоний (Блум). Ему шел 90-й год; позади был колоссальный жизненный путь. О том, что владыка давно и неизлечимо болеет, было известно. Тем не менее, эта новость обожжет сознание нескольких поколений россиян, прежде всего принадлежащих к образованному сословию. И не только православных.

Сын российского консула в Персии, племянник Скрябина, европейский изгнанник конца 10-х, парижский эмигрант начала 20-х, затем хирург и тайный монах, участник Сопротивления, с 1948-го - священник, с 1957-го - епископ, с 1966-го - митрополит... Сказать, что жизнь митрополита Антония "наложилась" на узловые моменты XX века - значит, ничего не сказать. Русский XX век и был веком Антония. Владыка пропустил через себя жутковатый опыт столетия, переплавил, очистил и предложил окружающим в виде проповеди христианских ценностей в окончательно расхристанном мире.

Проповедь эта была свободной, то веселой, то суровой до предельной жесткости, то мягкой до ласки. Открытой всем - включая атеистов. (Глотком воздуха стали в 70 года для тысяч советских интеллигентов его диалоги на BBC с неверующим радиожурналистом Максимом Гольдбергом). Но при том проповедь его не была угодливой, жертвующей главным ради мнимого мира с оппонентом. Да на самом деле внятные оппоненты и не нуждаются в излишней уступчивости; они хотят одного - чтобы их услышали и им ответили.

Собственно, толька два дела делал митрополит в этой, теперь оставленной им, жизни. Слышал - и отвечал, говорил - и слушал. Говорил с с людьми - и с Богом. Слушал Бога - и людей. Таких, какие есть, а не таких, какими их хотелось бы видеть. А других и не бывает. Как не бывает другого Бога. Сейчас, когда в голосах проповедников православного благочестия все чаще звучат нейтронные нотки, когда кажется - еще чуть-чуть, и нас, нераскаянных грешников, сметут с лица земли, чтоб не портили пейзажа, невероятно истинно звучит его энергичный и любящий голос. Голос, бесконечно собеседующий на самые важные, отнюдь не только богословские темы.

Записи этих бесед, равно как книга "Школа молитвы", распространялись сначала в самиздате, затем типографским способом... Говорят, никто не может поверить в Бога, если не встретит на своем пути человека, в чьих глазах увидит отблеск вечности. Таким человеком был митрополит Антоний.

Для нас. И не только. Когда он начал свое служение в Англии, русское православие там было не просто маргинально; можно сказать, что его вообще не было. Теперь, ПОСЛЕ Антония, русское православие в Англии стало также и английским (что, судя по всему, многим не нравится). Оно распространяется вширь и вглубь, причем без переманивания "инославных", без малейшего прозелитизма. Когда нынешние англикане, недовольные бесконечными компромиссами своей церковной иерархии с расцерковленным миром, хотят перейти на православную почву, им предлагают обождать - и обдумать свое решение... Иногда они сохраняют решимость, иногда - нет.

Вообще, мысленно возвращаясь из Лондона в Москву, из Англии в Россиию, приходится признать: фраза Бродского "Входит некто православный,/ Говорит: теперь я главный" применительно к 90-м годам была, увы, справедлива. Но касалась она кого угодно, только не владыки Антония. Потому что он входил и ничего о себе не говорил. Каждый и так видел, кто - главный.

Царствие ему Небесное.

Александр Архангельский

6 августа 2003 г.


Тимофей
Христианин
06/08/03 17:37
timh.ru

# 101529

Re: Скончался известный митрополит Антоний Сурожский нов [re: Новости, #101245] Help admins  

ПРЕСС-АРХИВ: Митрополит Антоний (Блум) о смерти

http://portal-credo.ru/site/?act=monitor&id=2059

У меня отношение к смерти своеобразное, и мне хочется объяснить, почему я к смерти отношусь не только спокойно, но с желанием, с надеждой, с тоской по ней.

Мое первое яркое впечатление о смерти — разговор с моим отцом, который мне как-то сказал: "Ты должен так прожить, чтобы научиться ожидать свою смерть так, как жених ожидает свою невесту: ждать ее, жаждать по ней, ликовать заранее об этой встрече, и встретить ее благоговейно, ласково". Второе впечатление (конечно, не сразу, а много спустя) — смерть моего отца. Он скончался внезапно. Я пришел к нему, в бедную комнатушку на верхушке французского дома, где была кровать, стол, табуретка и несколько книг. Я вошел в его комнату, закрыл дверь и стал. И меня обдала такая тишина, такая глубина тишины, что я, помню, воскликнул вслух: "И люди говорят, что существует смерть!.. Какая это ложь!". Потому что эта комната была преисполнена жизнью, причем такой полнотой жизни, какой вне ее, на улице, на дворе я никогда не встречал. Вот почему у меня такое отношение к смерти и почему я с такой силой переживаю слова апостола Павла: Для меня жизнь — Христос, смерть —приобретение, потому что пока я живу в плоти, я отделен от Христа... Но апостол прибавляет дальше слова, которые меня тоже очень поразили. Цитата не точна, но вот что он говорит: он всецело хочет умереть и соединиться со Христом, но прибавляет: "Однако, для вас нужно, чтобы я остался в живых, и я буду продолжать жить". Это последняя жертва, которую он может принести: все, к чему он стремится, на что он надеется, чего он делает, он готов отложить, потому что он нужен другим.

Смерть я видел очень много. Я пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне или во французском Сопротивлении. После этого я сорок шесть лет прожил священником и хоронил постепенно целое поколение нашей ранней эмиграции; так что смерть я видел много. И меня поразило, что русские умирают спокойно; западные люди чаще со страхом. Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни.

О смерти мы ничего не знаем. Мы не знаем, чтó происходит с нами в момент умирания, но хотя бы зачаточно знаем, что такое вечная жизнь. Каждый из нас знает на опыте, что бывают какие-то мгновения, когда он живет уже не во времени, а такой полнотой жизни, таким ликованием, которое принадлежит не просто земле. Поэтому первое, чему мы должны учить себя и других, это готовиться не к смерти, а к жизни. А если говорить о смерти, то говорить о ней только как о двери, которая широко распахнется и нам даст войти в вечную жизнь.

Но умирать все-таки не просто. Что бы мы ни думали о смерти, о вечной жизни, мы не знаем ничего о самой смерти, об умирании. Я вам хочу дать один пример моего опыта во время войны.

Я был младшим хирургом в прифронтовом госпитале. У нас умирал молодой солдатик лет двадцати пяти, моих лет. Я пришел к нему вечером, сел рядом и говорю: "Ну, как ты себя чувствуешь?" Он посмотрел на меня и ответил: "Я сегодня ночью умру". – "А тебе страшно умирать?" — "Умирать не страшно, но мне больно расставаться со всем тем, что я люблю: с молодой женой, с деревней, с родителями; а одно действительно страшно: умереть в одиночестве". Я говорю: "Ты не умрешь в одиночестве". — "То есть как?" — "Я с тобой останусь". — "Вы не можете всю ночь просидеть со мной..." Я ответил: "Конечно, могу!" Он подумал и сказал: "Если даже вы и просидите со мной, в какой-то момент я этого больше сознавать не буду, и тогда уйду в темноту и умру один". Я говорю: "Нет, вовсе не так. Я сяду рядом с тобой, и мы будем разговаривать. Ты мне будешь рассказывать все, что захочешь: о деревне, о семье, о детстве, о жене, обо всем, что у тебя в памяти, на душе, что ты любишь. Я тебя буду держать за руку. Постепенно тебе станет утомительно говорить, тогда я стану говорить больше, чем ты. А потом я увижу, что ты начинаешь дремать, и тогда буду говорить тише. Ты закроешь глаза, я перестану говорить, но буду тебя держать за руку, и ты периодически будешь жать мне руку, знать, что я тут. Постепенно твоя рука, хотя будет чувствовать мою руку, больше не сможет ее пожимать, я сам начну жать твою руку. И в какой-то момент тебя среди нас больше не будет, но ты уйдешь не один. Мы весь путь совершим вместе". И так час за часом мы провели эту ночь. В какой-то момент он действительно перестал сжимать мою руку, я начал его руку пожимать, чтобы он знал, что я тут. Потом его рука начала холодеть, потом она раскрылась, и его больше с нами не было. И это очень важный момент; очень важно, чтобы человек не был один, когда уходит в вечность.

Но бывает и по-другому. Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой — умирать легко, хотя больно (я об этом тоже скажу). Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее... И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: "Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе". И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.

А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.

Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, — я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?.. Она была жива, — какая радость! какая встреча! .. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: "Мне тоскливо без тебя, побудем вместе". А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: "Мне больно без тебя". И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много!. Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: "Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами". Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти — могли.

И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание "наконец бы это кончилось" — невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвецов ни один во гробе...

Я хочу сказать еще нечто о смерти, потому что то, что я уже сказал, очень лично. Смерть нас окружает все время, смерть — это судьба всего человечества. Сейчас идут войны, умирают люди в ужасном страдании, и мы должны научиться быть спокойными по отношению к собственной смерти, потому что мы в ней видим жизнь, зарождающуюся вечную жизнь. Победа над смертью, над страхом смерти заключается в том, чтобы жить глубже и глубже вечностью и других приобщать к этой полноте жизни.

Но перед смертью бывают другие моменты. Мы не сразу умираем, не просто телесно вымираем. Бывают очень странные явления. Мне вспоминается одна наша старушка, такая Мария Андреевна, замечательное маленькое существо, которая как-то ко мне пришла и говорит: "Отец Антоний, я не знаю, что с собой делать: я больше спать не могу. В течение всей ночи в моей памяти поднимаются образы моего прошлого, но не светлые, а только темные, дурные, мучающие меня образы. Я обратилась к доктору, просила дать мне какое-нибудь снотворное, но снотворное не снимает это марево. Когда я принимаю снотворное, я больше не в силах как бы отделить от себя эти образы, они делаются бредом, и мне еще хуже. Что мне делать?" Я ей тогда сказал: "Мария Андреевна, знаете, я в перевоплощение не верю, но верю, что нам дано от Бога пережить нашу жизнь не раз, — не в том смысле, что вы умрете и снова вернетесь к жизни, а в том, чтó сейчас с вами происходит. Когда вы были молоды, вы, в узких пределах своего понимания, порой поступали нехорошо; и словом, и мыслью, и действием порочили себя и других. Потом вы это забыли и в разном возрасте продолжали в меру своего понимания поступать подобно, опять-таки, себя унижать, осквернять, порочить. Теперь, когда у вас больше нет сил сопротивляться воспоминаниям, они всплывают, и каждый раз, всплывая, как бы говорят вам: Мария Андреевна, теперь что тебе за восемьдесят лет, почти девяносто — если бы ты оказалась в том же положении, которое тебе сейчас вспоминается, когда тебе было двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет, ты поступила бы так, как поступила тогда?.. Если вы можете глубоко вглядеться в то, что было тогда, в свое состояние, в события, в людей и сказать: нет, теперь, со своим опытом жизни, я ни за что не могла бы сказать это убийственное слово, не могла бы так поступить, как я поступила! — если вы можете это сказать всем своим существом: и мыслью, и сердцем, и волей, и плотью своей, — это от вас отойдет. Но будут приходить другие, еще и еще другие образы. И каждый раз, когда будет приходить образ, перед вами Бог будет ставить вопрос: это твой прошлый грех или это все еще твой теперешний грех? Потому что если вы когда-то возненавидели какого-нибудь человека и не простили ему, не примирились с ним, то тогдашний грех — ваша теперешняя греховность; она от вас не отошла и не отойдет, пока вы не покаетесь".

В этом же роде могу дать и другой пример. Меня вызвала однажды семья одной нашей ветхой старушки, светлой-пресветлой женщины. Она явно должна была умереть в тот же день. Она поисповедалась, и напоследок я ее спросил: "А скажите, Наташа, вы всем и все простили или у вас какая-то заноза еще есть в душе?". Она ответила: "Всем я простила, кроме своего зятя; ему не прощу никогда!". Я сказал на это: "В таком случае я не дам вам разрешительной молитвы и не причащу Святых Таин; вы уйдете на суд Божий и будете отвечать перед Богом за свои слова". Она говорит: "Ведь я сегодня умру!". — "Да, вы умрете без разрешительной молитвы и без причащения, если не покаетесь и не примиритесь. Я вернусь через час" — и ушел. Когда через час я вернулся, она меня встретила сияющим взором и говорит: "Как вы были правы! Я позвонила своему зятю, мы объяснились, примирились он сейчас едет ко мне, и я надеюсь, до смерти мы друг друга поцелуем, и я войду в вечность примиренная со всеми".

Аудиозапись

Опубликовано на сайте Сурожской епархииМосковского Патриархата



Страниц в этой нити: 1 | 2 | (показать все)

ОТВЕТИТЬ ВСЕМ   Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями
Перейти на