Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Диалог
   >> Диалог с неверующими
Просмотров: 15053 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

В теме участвуют: Soroka (17) Livtrasir (15) nonconformist (15) аурум (13) Cicero (10) IIoI (7) ДацкыйКот (6) SIBMAN (2) FapSpirit (1) MaxRusak (1) атеистище (1)

Страниц в этой нити: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | (показать все)
SIBMAN
Лютеранин с православной душой (с) Диакон СЕЛЦ
15/12/14 14:35
www.facebook.com

# 1019553

О разуме и совести. Help admins  

Разум - штука рациональная. Совесть скорее иррациональная. И душевные терзания как раз происходят на фоне конфликта совести и разума. Разум говорит - сделай так, но нечто более, глубокое, чем разум говорит тебе - не делай так, это не правильно.
С совестью можно идти на компромиссы, заглушать ее голос. У кого-то это получается хорошо, у кого-то плохо, у кого-то не получается вообще. Вот этих последних, как правило, называют людьми нравственными, высокоморальными, или духовными, если рассматривать духовность высоконравственный атеизм. Ибо не всегда таковая связана с религиозностью или верой в Бога.
Остается только выяснит, где же человек взял совесть? Если это плод действия человеческого разума, то почему разуму так сложно и трудно с тем, что он сам же и породил? Куда в данном случае делась рационалистичность человеческого разума, который всегда желает и хочет для человека, как лучше? Почему очень часто людей, которые поступают по совести, в мире сем считают неразумными? И что такое «поступать по совести»? Выходит есть какой-то морально-нравственный кодекс, которым руководствуется тот или иной человек. Откуда он взялся? Сам человек выработал в процессе жизнедеятельности и эволюции человеческих взаимоотношений, социализации? Но если этот кодекс для человека благо, и сам человеческий разум его породил, почему в то же время сам человеческий разум, индивидуальный, коллективный, постоянно вступает с ним в противоречия? И эти противоречия мы называем терзаниями совести. Круг опять замыкается. Рациональность разума и иррациональность совести.
Остается признать, что совесть – это не порождение человеческого разума, а нечто, что имплантировано в человека извне. Кем? Я думаю, наверное, инопланетяне. А вы как думаете?

IIoI
Скептик-атеист
15/12/14 16:22

# 1019565

Re: О разуме и совести. нов [re: SIBMAN, #1019553] Help admins  

Разум - штука рациональная.


Если речь о человеческом разуме - то эта штука далеко не столь рационально, как хотелось бы.

Если это плод действия человеческого разума, то почему разуму так сложно и трудно с тем, что он сам же и породил?


Ну во-первых, я бы не сказал, что разум породил совесть, совесть это просто одна из его "составных частей". Во-вторых, разум разум - продукт эволюции, а эволюции не важно насколько он рационален, важно насколько он способствует выживанию в тех условиях в которых он возникал, и если расс матривать человеческитй разум, как инструмент изучения мира, о он окажется достаточно неэффективным инструментом подверженым кучи иллюзий и искажений.

Почему очень часто людей, которые поступают по совести, в мире сем считают неразумными?


По тому что для выживания, наиболее эффективным будет компромис между альтруизмом и эгоизмом.

Выходит есть какой-то морально-нравственный кодекс, которым руководствуется тот или иной человек. Откуда он взялся?


Он отчасти инстинктивен (тут под инстинктом понимается широкая трактовка данного понития), а отчасти выработан обществом, и воспринят конкретными его членами в процессе обучения.

MaxRusak
Я не атеист. Я просто в Бога не верю.
15/12/14 17:32

# 1019570

Re: О разуме и совести. нов [re: SIBMAN, #1019553] Help admins  

А вы как думаете?

Зачатки совести есть у социальных животных. Основаны эти зачатки на страхе наказания за неправильное поведение в стае. И дальше идет борьба между личными интересами и общественными у кого-то побеждают личные интересы, у кого-то общественные, а что-то находится на некоторой серединке.

Soroka
15/12/14 18:52

# 1019574

Re: О разуме и совести. нов [re: SIBMAN, #1019553] Help admins  

Если это плод действия человеческого разума, то почему разуму так сложно и трудно с тем, что он сам же и породил?

Однозначно это не плод разума. Корни совести уходят глубоко в подсознание. Это подсознательные установки, которые включаются если возникает противоречие между действиями и этими установками. Можно предположить, что часть из них может быть врожденной, а часть приобретенной в детстве, когда закладываются понятия что есть хорошо, а что плохо.
Но если этот кодекс для человека благо, и сам человеческий разум его породил, почему в то же время сам человеческий разум, индивидуальный, коллективный, постоянно вступает с ним в противоречия?

Мне кажется не постоянно. В основном не противоречит. Просто жизнь настолько разнообразна, что никакое, даже самое хорошее правило не может быть абсолютно универсальным. Всегда найдется ситуация, когда лучше бы поступить наоборот. Но поскольку действие механизма совести бессознательно, оно не вникает в нюансы. Награждает за соблюдение и наказывает за несоблюдение закона. И не важно, что в результате соблюдения количество добра в мире стало чуточку меньше.

Soroka
15/12/14 19:05

# 1019575

Re: О разуме и совести. нов [re: ВСЕМ, #1019553] Help admins  

Имхо, самое божественное, что есть в человеке это разум. Ну и возможно стремление к творчеству. Или наоборот, стремление к творчеству, и разум в помощь. А не совесть.

nonconformist
15/12/14 19:13

# 1019576

Re: О разуме и совести. нов [re: Soroka, #1019574] Help admins  

Но поскольку действие механизма совести бессознательно, оно не вникает в нюансы. Награждает за соблюдение и наказывает за несоблюдение закона. И не важно, что в результате соблюдения количество добра в мире стало чуточку меньше.

Закон-то тут причем? У Фемиды глаза завязаны, откуда в законе совесть?
А вот если полицейский отпускает на все четыре стороны человека, который убил маньяка-педофила, так вот это и есть поступок по совести. И количество дорба от этого уж никак меньше не станет.

Soroka
15/12/14 21:25

# 1019582

Re: О разуме и совести. нов [re: nonconformist, #1019576] Help admins  

Закон-то тут причем?

Совесть разве не на законе построена? Конечно они не имеют отношение к законодательству. То же стремление к справедливости, воздаяния за содеянное. Это тоже закон. Полицейский решил, что убийство маньяка-педофила справедливо и это нашло согласие с совестью.
Сложнее когда возникает реальное противоречие. Например, когда для того, чтобы кого-то спасти, нужно украсть. Но на воровство стоит подсознательный запрет и совесть на страже. Можно ее проигнорировать, конечно. Помучает да отстанет.

Исправлено пользователем Soroka 15/12/14 21:27.


nonconformist
15/12/14 21:58

# 1019583

Re: О разуме и совести. нов [re: Soroka, #1019582] Help admins  

Как-то у тебя очень примитивно получается.
На убийство запрет похлеще чем на воровство будет. Однако же в моем примере некий чел переступил через этот запрет и прикончил маньяка-педофила. И я не думаю, что совесть его сильно мучить будет.
Через совесть скорей уж на войне переступить приходиться, когда надо убивать человека из вражеского лагеря, который в принципе не сделал тебе ничего плохого.

А как может мучить совесть, если ты чего-то не сделал. Вот мог и не сделал. Может и по вполне уважительной причине. А в результате случилась беда. Вот это ты чем объяснишь?

Soroka
15/12/14 22:48

# 1019584

Re: О разуме и совести. нов [re: nonconformist, #1019583] Help admins  

А как может мучить совесть, если ты чего-то не сделал. Вот мог и не сделал.

Не сделал же. Значит считаешь себя виновным. Как заметил Макс, конфликт личных и общественных интересов. Человек стремится быть в гармони с обществом, как животное общественное.

nonconformist
15/12/14 22:54

# 1019585

Re: О разуме и совести. нов [re: Soroka, #1019584] Help admins  

Не, никакое общество там было не при делах. Просто молодой был, дурак одним словом.
А кончилось все тем, что один человек умер. А останови я его вовремя, еще пожил бы. Но я об этом не думал.
Через несколько лет только стал мучиться. Вот самый мог поганый поступок за всю жизнь. Кармический. А ведь не сделал ровно ничего.


Страниц в этой нити: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | (показать все)

ОТВЕТИТЬ ВСЕМ   Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями
Перейти на