Олег В.
Православный
20/08/03 18:51
# 104049
|
|
"Здесь (форум jc.ru) я стал очевидцем, как христиане называют христианами (или теистами) всех философов-идеалистов, затем Энштейна, Сахарова и Ницше (!) - в той или иной степени. Потом вы заочно евангелизоровали Фрейда, Сартра, Да Винчи. Я уже начинаю бояться за инопланетян."
Здесь ничего удивительного. Я просто повторяю Тертуллиана, сказавшего: "Душа человека по природе - Христианка" и - ничего нового. Вас это может раздражать, но я ничего не могу поделать.
"Кто-то несколько недель назад называл такую "тактику" тактикой Сатаны..."
Меня извиняет то, что я сам в этом признался. Да, я использую этот чисто софистический приём, отдавая себе отчёт в том, что это софистика. Когда Вы меня били цитатами из Библии Вы были (или казались) весьма серьёзны. С другой стороны, я не строю иллюзий убедить Вас рационально и не делаю ставку на разумные доводы, ибо религия основывается на сверхрациональном. Поэтому отношусь к словесной полемике как к бирюлькам. И меня не особенно смущают брань и кощунства оппонентов (не Ваши, Вы-то достаточно воспитаны). Но если последние позволяют себе постебаться над моей верой, почему я должен отказать себе в удовольствии постебаться над их атеизмом?
"Фрейд считал совесть подсистемой Суперэго." Ну вот здесь-то и коренное отличие фрейдовской антропологии от христианской. Фрейд, как взаправдашний атеист, считал человека био-социальным существом И НЕ БОЛЕЕ. Мы же считаем человека тоже био-социальным существом, но КРОМЕ ВСЕГО ЭТОГО - духовным, носящим Образ Божий. Поэтому Суперэго в человеке - явление индуцированное социумом, а совесть - чисто духовное. Говорить они могут об одном и том же (поэтому их и путают), но по-разному.
Суперэго - давит, совесть - указует на недолжное. Бунт Раскольникова, например, (Ну не хотите Раскольникова, возьмите Ореста из "Мух" Сартра) был бунтом именно против Суперэго (" тварь я дрожащая, или ПРАВО ИМЕЮ?") . А совесть говорила ему во сне( сон, в котором насмерть забивали лошадёнку), что убийство - это отвратительно.
"Я видел несколько эпилептических припадков и вряд ли когда-нибудь спутаю их с истерикой (понятное дело, врачи тем более). "
Истерику не стоит путать с истерией - тяжёлым психическим недугом. Эпилепсия также бывает разная. А истерические припадки могут быть похожи на что угодно. Бить эпилептиков я Вам тоже не советую. Диффдиагностика- дело специалистов.
"Один (давний) был поляком, поэтому скорее всего католиком. Но я-то писал о пьянстве, равном которому не было нигде. Это и было проблемой. А по мне лучше истерика у рафинированного европейца с карандашом, чем белая горячка у русского мужика с топором. Безопаснее."
У меня тоже по линии отца - поляки, униаты. А по линии матери прадед был православный, кстати, алкоголик. Ну ничего, никого не зарубил!
"Когда на смертном одре буду готовиться к поездке с Хароном, вместо монеты возьму с собой елея и куличков и покажу чертям, где раки зимуют! Может, и в рай с боем пробьюсь. " Успехов Вам! Но не все же столь отважны.
"Т.е. немота, глухота, эпилепсия, истерика - все результат козней злых духов?" Не всегда, но бывает и такое.
"А слуховой аппарат, изобретение ученых (сатанистов), - орудие дьявола? В 21 веке даже от ортодокса не ожидал услышать такое." А это Вы кого цитировали?
|
merriweather
агностик
23/08/03 18:33
# 104476
|
Re: З. Фрейд и догмат о первородном грехе
[re: Олег В., #104049] |
| |
***Я просто повторяю Тертуллиана, сказавшего: "Душа человека по природе - Христианка"***
Конечно, конечно. Наверное, и у библейского Давида? И даже у тех христиан, которые, по словам Тацита, творили различные мерзости и имели ненависть к человеческому роду? Удивительно.
*** Вас это может раздражать, но я ничего не могу поделать. ***
То, что Тертуллиан что-то сказал? Нет, что вы. Пускай себе говорит. Ну, говорил, я имею в виду. Просто вам гораздо легче будет повесить христианство на почти христиан (по духу) Сталина, Нерона и т.д.
*** Когда Вы меня били цитатами из Библии Вы были (или казались) весьма серьёзны. ***
Еще как. Ведь никакого несоответствующего контекста там так-таки и не было. И вообще эту тактику не стоит называть тактикой Сатаны. Сатана отличный парень: в библии, в отличии от своего родителя, Он никого не убил. Просто пацифист. О! Кажется, я понял, почему христиане считают, что гуманизм от Сатаны.
*** И меня не особенно смущают брань и кощунства оппонентов***
А должны смущать? К тому же "если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать." Видите, этот форум прямо-таки господу не дает заснуть: так смешно ему. Правда, стирают много, но, я думаю, он все равно успевает оценить.
******почему я должен отказать себе в удовольствии постебаться над их атеизмом?***
Да Иисус вроде что-то про смирение, кротость и любовь говорил. Да и благодать от его отца не помешает.
***Ну вот здесь-то и коренное отличие фрейдовской антропологии от христианской. Фрейд, как взаправдашний атеист, считал человека био-социальным существом И НЕ БОЛЕЕ.***
Наверное, все атеисты такие, да? И Шопенгауэр? И Сартр? Может, вы над ИХ атеизмом и не "постебались"? Знаете, если люди аэльфисты (не верят в эльфов), то это не значит, что их еще что-то объединяет. К тому ж, если бы вы, действительно, из Фрейда чего-то вывели - а так...
***Поэтому Суперэго в человеке - явление индуцированное социумом, а совесть - чисто духовное.***
Эскимосы, наверное, именно поэтому не умели воровать и убивать. Социум не отравил их. Зато Христос исправно без помех внушал им совестливые мысли с небес.
Нет. В лучших традициях смешивания терминологии и выводов Фрейда и библейской духовности скажем так: Господь инициализирует Эдипов комплекс, ведущий к появлению совести (через Суперэго). Спасибо господу за это!
*** Не всегда, но бывает и такое. ***
Стоп, стоп, стоп. Т.е. батюшка с елеем лечит от немоты? И я так понимаю, одержимость случается следующим образом: упал на пол, получил опухоль, вселился демон, начались эпилептические припадки? Вот они какие хитрые, эти черти! Боюсь, одними куличками с ними не справлюсь. Лучше-ка позаимствую я бритву у Оккама.
*** А это Вы кого цитировали? ***
Почему "цитировал" - кавычек-то нет. Это логическое развитие феномена одержимости. Если человек плохо слышит и одержим, а ему, вместо того чтобы лечит елеем, вставляют слуховой аппарат - и он начинает что-то слышать, - то явно слуховой аппарат не от господа (демон-то остается внутри).
Beware of the man whose God is in the skies. - George Bernard Shaw
|
|