Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Общий раздел
Просмотров: 37730 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

В теме участвуют: Дзиковский (62) nonconformist (40) ЛФГ (38) Игорь2 (33) AntonPritcher (22) SIBMAN (20) Geron (17) Артхаус (11) Гарри (11) словен (9) dariya (8) НиколайЗлатоуст (5) Evg (1)

Страниц в этой нити: << 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | (показать все)
Дзиковский
христианин
01/04/16 17:34

# 1054208

Re: Что есть Истина? нов [re: nonconformist, #1054205] Help admins  

Разное. Музыка, архитектура, поэзия, живопись.

Я немного о другом. Вот вы как-то упоминали "окна Овертона". Так в формировании общественного мнения о нормальности содомитства или там внебрачных половых связей, искусство сыграло не последнюю роль.

nonconformist
01/04/16 17:43

# 1054209

Re: Что есть Истина? нов [re: Дзиковский, #1054208] Help admins  

Ну так и Пушкин с Лермонтовым бывало грешили порнографическими стихами. Да и не только они. Украинский литературный язык начался с "Энеиды" Котляревского.
Что же из=за этого поэзию запретить?

Церковное искусство имеет свои строгие каноны. Конечно, оно тоже развивается и зачастую с перегибами и перекосами.
Но вот процитирую статью князя Евгения Трубецкого "Умозрение в карсках".

Шопенгауэру принадлежит замечательно верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться, как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона больше чем искусство. Ждать, чтобы она с нами сама заговорила, приходится долго, в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет.
   Чувство расстояния, это — то первое впечатление, которое мы испытываем, когда мы осматриваем древние храмы. В этих строгих ликах есть что-то, что влечет к себе и в то же время отталкивает. Их сложенные в благословение персты зовут нас и в то же время преграждают нам путь; чтобы последовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая фактически господствует в мире.
   В чем же эта отталкивающая сила иконы и что, собственно, она отталкивает? Я в особенности осязательно это понял, когда, после осмотра икон в музее Александра III в Петрограде, я случайно слишком скоро попал в Императорский Эрмитаж. Чувство острой тошноты, которое я испытал при виде рубенсовских вакханалий, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая отталкивается иконой. Разжиревшая трясущаяся плоть, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать, — это то самое, чему прежде всего преграждают путь благословляющие персты. Но этого мало: они требуют от нас, чтобы мы оставили за порогом и всякую пошлость житейскую, потому что «житейские попечения», которые требуется отложить, также утверждают господство сытой плоти. Пока мы не освободимся от ее чар, икона не заговорит с нами. А когда она заговорит, она возвестит нам высшую радость — сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству.
   Радость эта выражается нашим религиозным искусством не в словах, а в неподражаемых красочных видениях. Из них наиболее яркое и радостное — то самое, в котором раскрывается во всей своей полноте новое жизнепонимание, идущее на смену зверопоклонству — видение мирообъемлющего храма. Здесь самая скорбь претворяется в радость. Как уже было сказано раньше, в иконописи человеческий образ как бы приносит себя в жертву архитектурным линиям. И вот мы видим, как храмовая архитектура, которая уносит человека под небеса, оправдывает эту жертву. Да будет мне позволено пояснить эту мысль несколькими примерами.
   Быть может, во всей нашей иконописи нет более яркого олицетворения аскетической идеи, нежели лик Иоанна Крестителя. А между тем именно с именем этого святого связан один из самых жизнерадостных памятников нашей религиозной архитектуры — храм Св. Иоанна Предтечи в Ярославе. И именно здесь всего легче проследить, как скорбь и радость соединяются в одно храмовое и органическое целое.
Соединение этих двух мотивов выражается в самом иконописном изображении святого, о чем мне пришлось уже вскользь говорить в другом месте. С одной стороны, как Предтеча Христов, он олицетворяет собою идею отречения от мира: он готовит людей к восприятию нового смысла жизни проповедью покаянья, поста и всяческого воздержания; эта мысль передается в его изображении его изможденным ликом с неестественно истонченными руками и ногами. С другой стороны, именно в этом изнурении плоти он находит в себе силу для радостного духовного подъема: в иконе это выражается могучими, прекрасными крыльями. И именно этот подъем к высшей радости изображается всей архитектурой храма, его пестрыми изрезцами, красочными узорами его причудливых орнаментов с фантастическими прекрасными цветами. Цветы эти обвивают наружные колонны здания и уносятся кверху к его горящим золотым чешуйчатым луковицам. То же сочетание аскетизма и невероятной, нездешней радуги красок мы находим и в московском храме Василия Блаженного. Это, в сущности, та же мысль о блаженстве, которое вырастает из страданий, о новой храмовой архитектуре вселенной, которая, возносясь над скорбью людской, все уносит кверху, вьется к куполам, а по пути расцветает райскою растительностью.
   Эта архитектура есть вместе с тем и проповедь: она возвещает собою тот новый жизненный стиль, который должен прийти на смену стилю звериному; она представляет собою положительную идейную противоположность тому биологизму, который утверждает свое безграничное господство над низшей природой и над человеком. Она выражает собою тот новый мировой порядок и лад, где прекращается кровавая борьба за существование и вся тварь с человечеством во главе собирается в храм.
   Мысль эта развивается во множестве архитектурных и иконописных изображений, которые не оставляют сомнения в том, что древнерусский храм в идее являет собою не только собор святых и ангелов, но собор всей твари. Особенно замечателен в этом отношении древний Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме (XII в.). Там наружные стены покрыты лепными изображениями зверей и птиц среди роскошной растительности. Это — не реальные изображения твари, как она существует в нашей земной действительности, а прекрасные идеализированные образы. Тот факт, что в центре всех этих образов помещена фигура царя Соломона, сидящего на престоле, дает нам совершенно ясное откровение их духовного смысла. Царь Соломон здесь царствует как глашатай Божественной Премудрости, сотворившей мир; и именно в этом качестве он собирает вокруг своего престола всю тварь поднебесную. Это — не та тварь, которую мы видим теперь на земле, а тварь, какою ее замыслил Бог в Своей Премудрости, прославленная и собранная во храм, — в живое и вместе с тем архитектурное целое.

Дзиковский
христианин
01/04/16 19:44

# 1054222

Re: Что есть Истина? нов [re: nonconformist, #1054209] Help admins  

Могу только порадоваться за человека лично пережившего описанное состояние от созерцания икон и присутствуя в храме.

nonconformist
01/04/16 22:17

# 1054232

Re: Что есть Истина? нов [re: Дзиковский, #1054222] Help admins  

Если это о князе Евгении, то он умер в 1918 году (если не ошибаюсь сейчас навскидку). Так что радость несколько запоздалая. А вот его статью прочитать будет весьма пользительно.

Дзиковский
христианин
02/04/16 15:26

# 1054272

Re: Что есть Истина? нов [re: nonconformist, #1054232] Help admins  

Если это о князе Евгении, то он умер в 1918 году (если не ошибаюсь сейчас навскидку). Так что радость несколько запоздалая.

Куда катится мир? Голимый сектант должен напоминать ортодоксу, что у Бога все живы.
И это, взяли бы тайм-аут на участие в украинских темах, а то ваш моск свидометь начинает :)

Дзиковский
христианин
02/04/16 15:31

# 1054274

Re: Что есть Истина? нов [re: ВСЕМ, #1052690] Help admins  

У меня вопрос к ортодоксам, кто-нибудь может поделится личными переживаниями схожими как у князя Трубецкого?

nonconformist
02/04/16 15:32

# 1054275

Re: Что есть Истина? нов [re: Дзиковский, #1054272] Help admins  

Не можу.
На носу у нас референдум в Голландии. Вот и побачимо, як вас хочет Эуропа.

Дзиковский
христианин
02/04/16 15:35

# 1054276

Re: Что есть Истина? нов [re: nonconformist, #1054275] Help admins  

На носу у нас референдум в Голландии.

У кого это у нас? Я ж кажу "освидомели" :)

nonconformist
02/04/16 15:39

# 1054277

Re: Что есть Истина? нов [re: Дзиковский, #1054274] Help admins  

Пане, князь Евгений был университетским профессором. В Киеве и в Москве.
В дореволюционной России это означало наличие блестящей образованности. Кто тут у нас на форуме может этим похвастать?

P.S. Я немного ошибся. Умер князь Евгений в 1920 году. Mea culpa. не сверился вовремя со своими талмудами.

dariya
крещена в православии
02/04/16 15:41

# 1054279

Re: Что есть Истина? нов [re: Дзиковский, #1054274] Help admins  

как у князя Трубецкого

По крайней мере, все, о чем пишет автор, понятно и близко.


Страниц в этой нити: << 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | (показать все)

ОТВЕТИТЬ ВСЕМ   Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями
Перейти на