Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Новости последних дней
Просмотров: 2646 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

В теме участвуют: Тимофей (2) Amicus (1) Новости (1)

Новости
02/03/04 00:40

# 137399

Скончался выдающийся русский филолог Сергей Аверинцев Help admins  

Автоматически созданное сообщение, для обсуждения новости от 23-02-2004 19:57 по ссылке http://jesuschrist.ru/news/2004/02/23/5737

Скончался выдающийся русский филолог Сергей Аверинцев

В Вене на 67-м году жизни скончался выдающийся русский ученый, культуролог, переводчик, литературовед, доктор филологических наук Сергей Аверинцев. Согласно завещанию Сергея Аверинцева, тело его будет кремировано, а прах захоронен в Москве на Даниловском кладбище, передает "Интерфакс".

Сергей Сергеевич Аверинцев родился 10 декабря 1937 года в Москве. В 1961 году окончил МГУ. Работал в Институте истории и теории искусства (с 1966 года) и в Институте мировой литературы АН СССР. С 1987 года - член-корреспондент РАН.

Автор переводов и работ по истории и литературе позднеантичной, раннехристианской и средневековой эпох, философии и поэзии русского Серебряного века, русской религиозной философии. Среди них: "Плутарх и античная биография". (1973), "Поэтика ранневизантийской литературы!" (1977, 1997), "Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье", (1986), "Риторика и истоки европейской литературной традиции"(1996) и других. Опубликовал серии статей в "Философской энциклопедии" и энциклопедии "Мифы народов мира", в научной и массовой печати.

Аверинцев был главным редактором энциклопедии "Христианство" в 3 томах. Член СП СССР (1985), Русского ПЕН-центра (1995), председатель Русского библейского общества (с 1990), международного Мандельштамовского общества (с 1991), президент Ассоциации культурологов. Читал курсы лекций в Венском и многих других зарубежных университетах.

Тимофей
Христианин
02/03/04 00:41
timh.ru

# 137400

Re: Скончался выдающийся русский филолог Сергей Аверинцев нов [re: Новости, #137399] Help admins  

Испуг от простора

http://www.mn.ru/issue.php?2004-7-19

Свое последнее интервью знаменитый ученый дал корреспонденту "Московских новостей". Он сознательно уходил от злобы дня и говорил о том, что было для него наиболее важным - Илья Медовой

Василий Розанов как-то признался: "Когда я один - я полный, а когда со всеми - не полный... Одному лучше - потому что,когда я один - я с Богом". Вам понятно это состояние?

- Ну, одиночества в жестком смысле этого слова не было ни у Розанова, ни у меня. Но если вас интересует, предпочтительнее ли для меня жить "с Богом", чем "в обществе", отвечу: да, предпочтительнее, и притом много реальнее. В христианской вере иные умники усматривают что-то простенькое, "веру угольщиков", как сказано у Гейне, утешающую этих самых угольщиков, но стесняющую мысль образованного человека. Я же ощущаю не стеснение, а скорее уж испуг от простора... Да, христианство "просто" в том смысле, что оно любому простецу в любое время умело сказать то, что могло до конца дней наполнить, обогатить и облагородить жизнь этого простеца; но оно не проще, а гораздо сложнее и многостороннее, чем какая бы то ни было искусственная конструкция интеллектуалов на религиозную тему. Каждый получает от него свое: Преподобный Антоний Великий услышал за литургией чтение про то, что для достижения совершенства надо продать все добро и деньги раздать нищим, - и тут же выполнил услышанное, и ушел в пустыню; а сложному и острому, чуткому к противоречиям уму Блаженного Августина опыт веры задал задачи, которых хватило на всю жизнь.

- А что дает вера вам?

- Да все! Всему весело распускаться и цвести в этой укрывающей тени - и радостям встречи с другим человеком, и радостям уединения.

- В духовных поисках молодежи во всем мире сейчас весомую долю занимают философские и религиозно-мистические учения Востока. Не потому ли, что нравственный опыт христианства себя исчерпал?

- Это прежде всего говорит о повышенно романтическом восприятии и своеобразном обаянии религий Востока. Они более одноплановы, несмотря на всю метафоричность, чем христианство, и более понятны. К примеру, буддизм рассматривает как полноценную жизнь только монашество - и это понятно; конфуцианство очень высоко ставит отца семейства, не видя в безбрачии проку, - и это тоже понятно; но когда христианство возводит брак на ступень таинства и подобия отношений Христа и Церкви, ставя при этом монашеский подвиг еще выше, - такое понять трудно. Нравственный опыт христианства - полнее и сложнее. Потому его труднее вместить.

- Эта трудность - причина тому, что интерес к православию в России сейчас угасает?

- Видите ли, я не очень склонен думать о приходе людей к вере в категориях статистических, отдающих понятиями моды и "рейтинга". Существенное здесь происходит по большей части беззвучно. Вдохновляемые православной верой труды милосердия в нашей стране только начинаются. Это не тема ни для mass-media, ни для интеллектуальных разговоров, просто кто-то возле нас жертвует без остатка свои силы, только и всего. Вера живет в самой глубине сердца, оттуда излучаясь на все остальное, - или ей жить негде. Именно поэтому я недоверчиво отношусь к попыткам чересчур полагаться на то, что весь наш народ словно бы с такого-то числа объявлен православным. Куда-то подевался вопрос, еще вчера казавшийся острым: какие найти слова, чтобы вот им - молодежи, например, - говорить о Боге?

Два священника недавно спорили: один говорил, что нужно привлекать души ко Христу, это самое важное; другой возражал - сейчас, мол, важнее всего восстанавливать храмы; были бы храмы, а люди сами придут. Со стороны второго собеседника это не было проявлением примитивной умственной ограниченности, он знал, что говорит, - и тем хуже. Словно опыта советского безбожия, пришедшего прямо в непорушенное храмовое благолепие, еще мало. Словно память куда-то подевалась... Это страшно, потому что опыт оплачен кровью, и кровь эта пролита не нами, ныне живущими, а теми, кто был лучше нас. Неужели все было напрасно?.. Я не был сторонником позднеперестроечного красноречия и шумных призывов Церкви к покаянию - кается каждый в своем сердце; однако нельзя брать такой тон, будто проблем нет.

- Проблемы есть и в отношениях православных и католиков. Патриарх Алексий II никак не может встретиться с Папой Римским...

- Ну, если иметь в виду, как накоплялись взаимные конфессиональные обиды из столетия в столетие, насколько затруднительно было еще в начале XX века вообразить себе ту степень контактов, какую увидела вторая его половина, то внутренний ропот стихает. Но вина, конечно, есть. И вина - на обеих сторонах. К тому же отношения между православным Константинополем и православной Москвой в церковно-правовом отношении всерьез не выяснены, а любви и мудрости не хватает, кажется, и с той, и с другой стороны. В отношениях экуменических все время подспудно сказывается и разделение ролей между двумя Патриархатами. Но это тема для меня слишком серьезная и болезненная, чтобы отделаться от нее несколькими словами в рамках интервью...

- В нашей стране особую духовную миссию на протяжении двух веков выполняла интеллигенция. Нужна ли она сегодняшней России?

- Если бы я думал, что не нужна, я бросил бы свои занятия. Для меня интеллигенция - что-то вроде сословия, цеха, гильдии; у нее есть или должны быть свои корпоративные правила. Особую обязанность интеллигента вижу вот в чем: ему платят за то, что он занимается работой мысли, и он обязан делать это дело как следует, непрерывно подыскивая возражения самому себе и борясь за большую степень свободы своей мысли от собственных личных и групповых предубеждений, не говоря уже о социальном заказе. Такой свободы в чистом виде не существует, но есть большая разница между усилием стремления к ней и отказом от усилия, когда в идеал возводится мышление "национальное", "классовое", "расовое". Чушь, человек имеет национальные и социально-групповые чувства, это другое, но мысль - это мысль лишь постольку, поскольку подобные эпитеты к ней неприложимы. Поэтому тот, кто занят мыслью, должен хотя бы в моменты мышления ощущать себя вне игры. Ему нельзя быть конформистом и лучше не быть и мятежником, потому что амплуа мятежника требует слишком много ангажированности, т.е. пристрастности, мыслительной несвободы. Я говорю об обязанности распознавать собственные эмоции и отличать их от мыслей. А самые мелкие эмоции - это сентиментальное умиление "интеллигентностью" и, еще хуже того, антиинтеллигентский аффект. Интеллигенция имеет право и обязанность критиковать себя - в конце концов, сборник "Вехи" написали русские интеллигенты. Но аффект ненависти против своей гильдии - это психическая патология, если в основе лежит надрывная ненависть к себе самому, и вульгарная низость, если в основе лежит ненависть к коллегам и конкурентам.

- Много ли нужно, чтобы сделать жизнь счастливой? И что для этого требуется лично вам?

- Я совсем не похож на стоика Марка Аврелия, который по тому же поводу заявил, что ему для счастливой жизни нужно очень немного. Однако начну с констатации, которую Марк Аврелий, мне кажется, одобрил бы: для счастливой жизни нужно как можно меньше думать о счастье, воздерживаться от вопроса, счастлив ли я, не накликать вопросом отрицательных ответов; нужно безусловно запретить себе измерять объем полученного счастья, предъявлять всем и всему иски относительно недостач и т.п. Никогда еще такое множество народа не было заражено привычкой думать о собственном существовании в категориях счастья; полно психоаналитиков и психотерапевтов, а депрессивные неврозы и психозы изобилуют. Если я не сохраню того, что в христианской аскетике называется "памятью смертной", т.е. способности, не отворачиваясь, смотреть в сторону неуклонно приближающегося конца, если я буду то ли деловыми стрессами, то ли эйфорией отвлекать себя самого от знания о смерти, я не смогу быть здрав и, следовательно, не могу быть счастлив.

А теперь перехожу к темам менее стоическим. Для счастья мне нужно, прошу прощения за избитый оборот, любить и быть любимым. Слава Богу, мы с женой прожили вместе уже около сорока лет. Вы знаете, Клодель сказал, что лучшее время любви - между серебряной и золотой свадьбами; я думаю, что он прав, и вот мы это переживаем. И на втором месте - работоспособность. Только бы не вконец разваливалась память, только бы подольше ясная голова! И всякому человеку нужна толика надежды относительно путей его страны. Ну, и дети, мои взрослые дети, их благо. Их жизнь имеет свое собственное содержание и направление - но я-то не перестану чувствовать себя за них ответственным до конца моих дней.

* * *

Панихида по Сергею Аверинцеву состоится 28 февраля в 17 часов в часовне Свято-Филаретовского института в Москве.

Фото из семейного архива С. Аверинцева


Amicus
03/03/04 00:06

# 137665

Re: Скончался выдающийся русский филолог Сергей Аверинцев нов [re: Новости, #137399] Help admins  

Статья Григория Померанца об Аверинцеве (тоже из "МН").

Последний из Серебряного века

Григорий Померанц, культуролог

Скончался Сергей Сергеевич Аверинцев. От нас ушла личность, которой я не вижу замены, а с ней уходит и целый мир. Правда, остаются блестящие статьи, рассыпанные в энциклопедиях, собранные в книгах...

Я старше Аверинцева на девятнадцать лет, но познакомились мы, когда он уже был восходящей звездой, а я известен лишь в узком кругу своим памфлетом против реабилитации Сталина. Но места, которые мы занимали в культуре, были обратны нашему возрасту, хотя на наших отношениях это никоим образом не отражалось. Когда-то мы жили рядом: я на углу Бутиковского переулка (между Остоженкой и Москвой-рекой), а он - в самой глубине этих трущоб, где неподалеку располагалась текстильная фабрика. В нашем переулке жили рабочие фабрики. Когда мы познакомились, я спросил Сергея: "Вас били маленьким?" - "Да, били". - "Значит, вас били уже дети тех , кто драл меня за волосы". Я с моей шевелюрой и Сережа со своим беззащитным видом слабого ребенка будили в этих детях трущоб зверей. Хотя Сережа принадлежал к тому же роду-племени, что и они.

Но есть какая-то глубокая черта, отделяющая интеллектуальную элиту, к которой он принадлежал от рождения, от трущобных людей. И не только от них. Вообще Аверинцев - это некое социальное исключение, социальное чудо. Его отец - профессор, которого не расстреляли только потому, что за него заступилось какое-то влиятельное лицо. Лишь в возрасте шестидесяти с лишним лет он заимел сына. Маленький Сережа рос в обстановке Серебряного века, в семье, сохранявшей дореволюционный духовный мир. Он с детства окунулся в атмосферу общехристианской и большой русской культуры. Эта благодатная почва после 1917 года вся была перевернута.

Взрослый Сережа оказался в сравнительно благоприятной эпохе, когда требовались талантливые русские ученые с безупречным происхождением. Его продвигали, и даже, что комично, он получил премию ЦК ВЛКСМ. Но все равно в том мире Аверинцев,в сущности,оставался совершенно чужим человеком.

Я охотно черпал из кладезя его учености. Помню, как слушал в МГУ его курс средневековой эстетики, фактически это был курс средневековой культуры с упором на богословие. Живо и доступно он излагал историю Восточной и Западной церкви. Как-то после лекции он сказал, что чувствует себя неловко, потому что, учитывая обстановку, что-то недоговаривает.

Читая его статьи, я заметил его богочестивую уловку - слово Бог он помещал всегда в начале фразы. Но он не был борцом. Когда в 1968 году шел сбор подписей в защиту, по-моему, Гинзбурга, я подписал письмо протеста, он - отказался. На вопрос "Почему?" сказал: "Я человек робкий". Откровенно и просто. И я это сразу принял. А после перестройки, когда он попытался оживить православие, в него немедленно полетели комья грязи. Он сразу оставил своим противникам поле битвы и уехал в Австрию, где и провел последние годы.

В одной из позднейших своих статей Аверинцев попытался обосновать свою позицию человека культуры. Он считал, что культура требует, чтобы были люди, которые посвящали бы ей себя целиком. Многочисленные статьи Аверинцева - это возвращение на тот уровень, на котором стояла русская дореволюционная культура.

Все его работы очень серьезны и всегда основательны. В свое время меня привела в восторг его статья об Эдипе, где основная мысль заключалась в том, что именно ослепший Эдип приобрел свое внутреннее зрение. Хотя, конечно, у нас бывали и расхождения. Но вряд ли сейчас стоит об этом говорить.


Тимофей
Христианин
04/03/04 13:20
timh.ru

# 138021

Re: Скончался выдающийся русский филолог Сергей Аверинцев нов [re: Новости, #137399] Help admins  

ПАМЯТИ СЕРГЕЯ АВЕРИНЦЕВА
http://religion.ng.ru/facts/2004-03-03/2_averincev.html

Его имя навсегда вписано в историю нашей духовной культуры
Священник Георгий Чистяков

Сергей Аверинцев был первым в Москве человеком, открыто заговорившим о Боге в своих университетских лекциях. Осенью 1970 г. на филологическом факультете он читал их по субботам на первом этаже нового тогда гуманитарного корпуса в огромной аудитории, где яблоку было негде упасть. Его византийская эстетика, основанная на самом высоком и в высшей степени профессиональном филологическом анализе, была в то же время настоящей проповедью Слова Божьего.

Каждому слушателю из этих лекций сразу становилось ясно, что лектор не просто знает Евангелие и святоотеческую традицию, но любит Христа и в жизни идет вслед за Ним. Человек безумно застенчивый и деликатный, здесь, на профессорской кафедре, он ничего не боялся. А было это в весьма мрачные годы после вторжения советских войск в Чехословакию и последовавшего вслед за этим закручивания гаек. Не боялся он и открыто ходить в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, исповедоваться и причащаться. Ходил он и в другие московские церкви, а также в католический храм Святого Людовика на Малой Лубянке.

Сюда его приводила абсолютная убежденность в том, что христианство, восточное и западное, представляет собою единое целое, которое ничто не может разделить на противопоставленные друг другу части. Не случайно именно Аверинцев прекрасно перевел на русский язык гимн "Ave, Maris stella" ("О, звезда над зыбью, матерь Бога-Слова, Ты во веки Дева, дверь небес благая") и антифон "Salve, Regina, Mater misericordiae". Можно вспомнить и его перевод пасхальной секвенции "Victimae paschali", и многие другие тексты, в его русском варианте давно ставшие классическими.

Именно в те годы вместе с Михаилом Гаспаровым, покойной Лидией Фрейберг и другими коллегами по сектору античной литературы в Институте мировой литературы были созданы четыре тома "Памятников" византийской и средневековой латинской литератур. Сразу став библиографической редкостью, эти книги были тогда единственным источником, из которого можно было почерпнуть что-то разумное, грамотное и конкретное о патрологии, о византийской и латинской гимнографии, об Иоанне Златоусте, Августине, Иерониме и т.д.

И все это на фоне яростного сопротивления начальства, которое справедливо видело в этих книгах неприкрытую религиозную пропаганду. А потом стали появляться статьи о Вячеславе Иванове, Мандельштаме и других поэтах нашего времени. Потом была блистательная защита докторской, оппонентами на которой выступили Алексей Федорович Лосев и Дмитрий Сергеевич Лихачев. Затем "Новый мир" опубликовал его стихи, в которых Аверинцев предстает как подлинный религиозный поэт, русский Клодель, если можно так выразиться.

Великолепный знаток древних и новых языков и тончайший переводчик, Аверинцев был настоящим европейцем и не менее настоящим русским. "Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь", - говорит Господь в Евангелии от Иоанна (Ин. 5:24). Это сказано и о Сергее Аверинцеве, имя которого теперь уже навсегда вписано в историю нашей духовной культуры.




ОТВЕТИТЬ ВСЕМ   Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями
Перейти на