Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Исследуйте Писания
Просмотров: 3432 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

В теме участвуют: Abeliar (1) HmG (1) yurijpoddelskij (1) воанергес (1) Новости (1)

Новости
30/01/06 11:17

# 321498

Немецкий богослов призвал видеть "анонимного христианина" в каждом верующем любой религии Help admins  

Автоматически созданное сообщение, для обсуждения новости от 30-01-2006 11:17 по ссылке http://jesuschrist.ru/news/2006/01/30/9985

Немецкий богослов призвал видеть "анонимного христианина" в каждом верующем любой религии

Матвей Селиверстов

Сегодня христианство меняется очень динамично. Всесторонние изменения затрагивают не только отношения Церквей с государством, но и отношения духовенства с мирянами. Социальная динамика также заставила лидеров христианских конфессий пересмотреть свое отношение к межрелигиозному диалогу. Одним из примеров такого пересмотра стала принятая на II Ватиканском Соборе Декларация об отношении Католической Церкви к нехристианским религиям "Nostra aetate".

В Декларации говорится о том, что все мировые религии разделяют определенные базовые представления о значимости человеческой жизни, благе, загробном воздаянии и т.д. Все религии, как подчеркивается в документе, стремятся найти ответ на вечные вопросы: "Что есть человек?", "Что является целью его существования?", "Что такое блаженство?", "Что является истиной нашего бытия?", "Кто мы и куда движемся?".

Несмотря на это, Декларация не дала окончательного ответа на вопрос о статусе нехристианских религий. Это обстоятельство предоставило простор католическим мыслителям для создания богословских концепций о роли христианства в межрелигиозном диалоге. В нашей статье речь пойдет о взглядах на данную проблему одного из наиболее влиятельных католических теологов XX века Карла Ранера, принявшего участие в работе II Ватиканского Собора. В современном католическом богословии ему принадлежит одно из наиболее фундаментальных учений. В работах "Христианство и нехристианские религии" и "Анонимные христиане" Карл Ранер писал и о межрелигиозном и межкультурном диалоге, подчеркивая исключительную роль христианства в этом процессе.

Знаменитый богослов полагал, что в современном мире христиане действительно могут положительно отвечать на вопрос о возможности спасения представителей других религий. Ранер рассматривал все нехристианские религии в рамках универсального божественного плана спасения. Их ценность состоит в том, чтобы приблизить человека к Богу путем "естественного познания". До момента появления Евангелия человек мог верить в единого Бога, не будучи при этом христианином.

В то же время Ранер с нескольких позиций рассматривал исключительность христианства. Во-первых, религия - это отношения Бога с человеком, инициированные самим Богом. В своем откровении Бог становится воплощенным Словом Божьим, и это Слово обращено ко всем людям вне зависимости от пола, расы, национальности и культуры. Именно поэтому, согласно Ранеру, христианство является единственной истинной религией. Все остальные религии рассматриваются как предшественники христианства, как пути, подготавливающие человека к принятию христианства.

Во-вторых, христианство, по Ранеру, имеет конкретное историческое основание. Оно полностью сосредоточено на личности Иисуса Христа. Это обстоятельство, по мнению богослова, является исходной точкой проникновения Бога в человеческую реальность. Именно поэтому христианство "обязательно" для каждого человека. "История спасения" начинается по-разному в различных регионах и в различное время, однако в определенный момент путь спасения становится универсальным, всеобщим. То есть до появления христианства все остальные религии были равно истинными, так как все они являлись началом пути к спасению. Свой статус истинности они утрачивают в конкретный момент встречи с христианством.

Это положение полностью согласуется с идеями "Nostra aetate", где говорится о том, что элементы божественного "плана спасения" усматриваются во всех религиях, так как они все "содержат в себе благодать Бога".

Рассуждения Ранера касаются не столько культурных истоков монотеизма, сколько понятия об универсальности религиозного опыта. Другими словами, католический богослов говорит о том, что всех людей объединяет опыт веры, опыт переживания священного, а не абстрактная идея вечного трансцендентного Абсолюта. Подобный опыт веры проявляется в различных социальных формах и приводит, в свою очередь, к созданию той или иной религиозной системы. Именно таким образом нехристианские религии участвуют в божественном "плане спасения". Однако подобная система необходима лишь как начальная ступень.

Христианство не рассматривает историю как циклический процесс, как это делают, например, приверженцы индуизма. История в христианстве линейна. С приходом на Землю Христа "план спасения" вступил в новую фазу, и именно поэтому человеку необходимо действовать согласно современной ситуации. Современная ситуация же, согласно Ранеру, такова, что верующий человек должен увидеть в христианстве единственную абсолютную религию.

Вместе с тем обращение к Богу, как считал немецкий богослов, может происходить вне Церкви. Ранер утверждал, что современный человек все чаще и чаще остается один на один с вечными вопросами, пытаясь познать тайну собственного бытия. При этом существуют реальные исторические предпосылки для того, чтобы этот человек смог спастись. Ранер считал, что тот, кто ищет встречи с Богом, является не просто монотеистом, а "анонимным христианином", потому что ответ на "вечные вопросы" он может получить только через благодать Христа.

Откровение позволяет человеку понять, что его жизнь - это свободный дар Бога. Немецкий богослов считал, что вера в запредельный источник собственной жизни является тем, что объединяет представителей нехристианских религий, а также формально нерелигиозных людей с христианами. Таким образом, конкретный исторический момент принятия человеком божественной благодати делает его анонимным христианином, который еще не знает о Церкви (где он бы стал явным, действующим христианином), но уже знает Бога.

Более того, феномен "анонимного христианства" может проявляться и в атеистической среде. Люди, соблюдающие правила нравственности, поступающие по совести, также предрасположены к познанию Бога, к принятию Его благодати. Сама попытка следовать "образу добродетельного человека" является доказательством того, что человек находится в "моральном поиске", который в конечном итоге приведет его к вере.

Сама идея "анонимного христианства" скорее важна для самих христиан, нежели для представителей других религий, потому что именно христианам в XX веке следует "иными глазами" взглянуть на роль различных духовных традиций в истории. Таким образом, учение Ранера - это и проповедь, и призыв к объединению одновременно. Божественный "план спасения" касается не только христиан, а всех людей мира. Христианская Церковь, как полагал богослов, не должна быть обособленной общиной, но настоящим, видимым авангардом, центром будущего объединения.

Подход Ранера во многом был новым. С одной стороны, он указывал на влияние процессов глобализации на современное состояние религии. Ранер считал, что обмирщение массового сознания угрожает целостности религиозных убеждений и возможности свободно выражать свою религиозную принадлежность.

С другой стороны, идея "анонимного христианства" должна была стать своего рода антиподом религиозному фундаментализму. Разумеется, такого рода идеи могут возникать не только в среде католических богословов. Вполне возможно, что со временем вслед за "анонимным христианством" мы станем свидетелями появления концепций "анонимного ислама" и "анонимного буддизма".

Идея "анонимного христианства" Ранера, несмотря на ее современность и привлекательность, была весьма критически принята в среде католических богословов. Сам немецкий теолог предостерегал от неверной трактовки собственных идей. Критики его концепции утверждали, что Ранер представил чрезмерно "красивую" картину, тогда как в действительности многие религии содержат элементы, которые являются не чем иным, как следствием заблуждений человека и результатом грехопадения. Примечательно, что одним из основных критиков учения Карла Ранера был кардинал Йозеф Ратцингер - нынешний Папа Римский Бенедикт XVI.

HmG
30/01/06 12:09

# 321525

Re: Немецкий богослов призвал видеть "анонимного христианина" в каждом верующем любой религии нов [re: Новости, #321498] Help admins  

красивая идея!

воанергес
христианин
30/01/06 13:36

# 321557

Re: Немецкий богослов призвал видеть "анонимного христианина" в каждом верующем любой религии нов [re: Новости, #321498] Help admins  

// То есть до появления христианства все остальные религии были равно истинными, так как все они являлись началом пути к спасению. Свой статус истинности они утрачивают в конкретный момент встречи с христианством.

Это положение полностью согласуется с идеями "Nostra aetate", где говорится о том, что элементы божественного "плана спасения" усматриваются во всех религиях, так как они все "содержат в себе благодать Бога"./

А как быть с идолами? Тоже «благодать» или все-таки мерзость?

Иезекииль. 23: 39
потому что, когда они заколали детей своих для идолов своих, в тот же день приходили в святилище Мое, чтобы осквернять его: вот как поступали они в доме Моем!

Abeliar
Χρηστιανος - Верую в Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя
30/01/06 14:57
spinavigator.narod.ru

# 321602

Re: Немецкий богослов призвал видеть "анонимного христианина" в каждом верующем любой религии нов [re: ВСЕМ, #321498] Help admins  

Первые христиане шли на смерть, ради того, что бы не поклониться идолам и не стать «анонимным христианином».

yurijpoddelskij
Христианство
31/01/06 20:00

# 322215

Re: Немецкий богослов призвал видеть "анонимного христианина" в каждом верующем любой религии нов [re: ВСЕМ, #321498] Help admins  

Правильно дано замечание о идолах что это мерзость

Интересно как католики относятся к Исламу возникшему после вознесения Христа

Всё же в принципе идея об анонимном верующем интересна.
Но её нельзя автоматически распространять на всякое религиозное верование.
Это скорее исключение чем правило.
В Америке среди индейцев (до Колумба) множество людей почти полторы тысячи лет не имели возможности услышать Евангелие. Среди индейцев было племя поклонявшееся Солнцу как Богу. Но потом один правитель отменил культ Солнца. Ведь бывает ночь, солнечные затмения, тучи. Также Солнцу проложен определённый путь как бы привязывающий его к определённой орбите. Если этот человек вззывал к Богу Творцу. И у него были мысли то оправдывающие то обвиняющие его. То он мог и взывать к Богу о прощении вины (усмотреть способ прощения). И Бог мог вменить прощение наподобие как прощал Иова, Ноя, Еноха и других. Хотя данные люди и не знали конкретно Христа и Его жертвы. В послании Римлянам написано 2: 14-16.

Есть Мессианские евреи которые верят в Иисуса Христа хотя в анкетах отмечают себя не как члены христианской религии.

Встречал работы уверовавших во Христа мусульман. Они читали Коран и пришли ко Христу. И стали изучать Библию. Хотя о мусульманах они пишут как о братьях. И некоторые в анкетах думается так себя и отмечают.

О тайно верующих во Христа говорится в Писании. Никодим. Иосиф из Аримафеи. Который между прочим не побоялся похоронить.

И с формальной точки зрения "ортодоксов веры" во времена 1 века нашей эры истинно верующих не могло быть среди самарян и в среде из язычников. Но Иисус увидел веру в римском сотнике и в женщине хананеянке и в добром самарянине.

Исправлено пользователем yurijpoddelskij 31/01/06 08:03 PM.




ОТВЕТИТЬ ВСЕМ   Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями
Перейти на