Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Общий раздел
Просмотров: 1016 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

paulus
брат
18/02/03 18:29
www.baznica.info

# 60564

Русским протестантам есть, что предложить обществу. Help admins  

Источники:
http://www.kreml.org/experts//1045502457/?user_session=54ac6e21289015ea68e2b4cbecc642ce

http://luther.ru/index.php?nav=weektopic

Русским протестантам есть, что предложить обществу.

Конец тысячелетия стал переломным моментом для цивилизации, время смены ориентиров, крушения привычных образов мироздания. Не обошло это стороной и религозное пространство в нашей стране.

Существенно изменилась конфессиональная карта России и стран бывшего СССР. Изменились привычные представления о конфессионально-этнических соотношениях. Появлялись общины, национальный состав которых был нетипичен для данного вероисповедания. Украинские, грузинские и русские лютеране, православные татары и православные немцы, славяне-мусульмане. Все это свидетельствует о существенных изменениях в ментальности этносов, изменении их ценностных ориентиров. Мы не будем касаться вопроса - негативна данная тенденция или нет. Нас больше интересует, почему среди славян возникают этнические протестантские и лютеранские церкви (как в случае украинцев и белорусов), или церковные структуры (русскоязычное пробство церкви Ингрии). С чем это связано, и какие последствия данных процессов могут быть для церкви и общества?

В самом начале следует сказать, что все народы жившие в СССР пережили сильнейшее влияние советизации, то есть формирования той самой новой этнической формации, к которой стремилось руководство партии - "советского человека". Это выразилось и в определенной унификации культур, и в деградации национальных традиций (особенно это коснулось русских и белорусов, в меньшей степени украинцев). Таким образом можно сказать что к моменту крушения коммунистического режима на славянской территории СССР сложился особый этнокультурный контекст, который имел скорее западнический характер. Эта тенденция усилилась с началом Перестройки, когда на нас обрушился вал западных фильмов, музыки и моделей поведения. Таким образом была готова почва для того изменения этноконфессионального контекста, свидетелями которого мы стали в 90-е гг 20 века.

Прежде всего тенденция выразилась в развитии национальных протестантских церквей. В некоторых регионах Сибири протестанты составляют большинство верующего населения (мы не берем в расчет декларирующих свою веру, а воцерковленных людей, практикующих христиан). И здесь как представляется важную роль сыграло два фактора:

1. Изменение культурных ориентиров, о чем мы говорили выше.

2. Феномен "богоискательства", присущий восточным славянам. Достаточно вспомнить зародившееся в середине 19 века движение "русских католиков", богословские искания русских философов начала прошлого века, евангелическое пробуждение в Петербурге (Проханов), штундистское движение на Украине. Во всех этих случаях мы можем говорит об особом стремлении к Истине. В данных случаях выбор "нетрадиционной" конфессии (или богословской позиции) был следствием стремления углубить свою духовную жизнь, приблизиться к Богу.

Если поговорить с молодыми русскими протестантами, то можно заметить, что в их жизни присутствуют оба фактора: ориентация на европейскую культуру и модели поведения (даже в большей степени, чем на американскую, и это вне зависимости от того какого происхождения община), а также обостренный поиск Бога (и связанные с этим разочарования в православии от столкновения с церковными реалиями). Это люди, в судьбе которых была драматическая встреча с Богом, перевернувшая их жизнь.

С другой стороны в корне неверно утверждать, что европейская ориентация русских протестантов враждебна российской культуре. Если в самом начале своего существования радикальные пятидесятнические и "свободно-евангельские" церкви и были под влиянием американской культуры, то уже в середине 90-х годов можно говорить о том, что эта "детская болезнь" осталась в прошлом. Для лютеран и других традиционных протестантов "американизм" не был характерен никогда. Большинство протестантов в России считают себя патриотами своей страны, но выступают за ее европейскую интеграцию, в том числе и культурную. Это своего рода новые "русские западники".

Что касается влияния этих процессов на церковь, то их можно только приветствовать. Потому, что, освободившись от влияния иностранных миссионеров, церкви активно интегрируются в культуру своих стран, обогащая ее христианским осмыслением феноменов современной социальной и культурной жизни (интерес к феноменам массовой культуры и их воцерковление характерен для новых протестантских движений). А укорененная в местной культуре церковь более жизнеспособна, чем этнографический музейный экспонат.

Приход русской молодежи и местных пасторов неизбежно меняет атмосферу в приходах и если это незаметно для вновь возрождающихся общин, то для "старых" (по российским меркам конечно) приходов это зачастую процесс драматический. Но неизбежный. Будущее лютеранства в России, на Украине, Белоруссии за полной инкультурацией.

Постоянная проблема возникающая в отношениях с другими конфессиями - вопрос о прозелитизме. К счастью между православной и лютеранской церковью до сих пор не возникало трений в этом вопросе. Большая часть русских прихожан - это либо конвертиты из радикальных протестантских церквей (баптистских, харизматических, которые пришли в церковь в поисках духовной и богословской глубины), либо обращенные неверующие. Случаи перехода в лютеранскую церковь православных относительно редки.

Славянское лютеранство - это факт истории и настоящего. Оно существует и развивается. Оно является неотъемлемой частью российского конфессионального контекста. И мне кажется, что нам, русским лютеранам, есть что подарить нашему обществу.



================
Мой ЖЖ http://www.livejournal.com/~paulus


Перейти на