Ну прочел человек
"Против ересей", и увидел то, что хотел увидеть -- в пятитомном перечне ересей Св. Иренея Лионского не было никаких антитринитарных ересей. Из этого можно сделать различные выводы -- например, по поводу отсутствия к концу вторго века anno domimi антитринитарных ересей, или о несущественности в те времена догмата о Троице, или о том, что его (догмата) не существовалo вовсе, или о том, что все правильно понимали сущность Бога, который заповедал βαπτίζοντες αὐτοὺς (крестить(ся)) εἰς τὸ ὄνομα (во имя) τοῦ πατρὸς καὶ τοῦ υἱοῦ καὶ τοῦ ἁγίου πνεύματος (Отца и Сына и Святого Духа) [Mt. 28:19].
Для Insane:
Учение о тринитарной природе Бога возникло раньше, нежели проповеди Св. Иринея. Оно довольно явно выписано в НЗ, to wit:
1. Ап. Павел в районе 55-60 AD пишет Корнифянам:
(B 13:14) Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.
2. Ап. Иоанн пишет urbi et orbi (A 5)
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
3. Ап. Павел (авторство до раннего средневековья оспаривалось) пишет (Евреям 9)
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Про упоминания Святого Духа в Евангелии (Лк 1:35, Мт. 3:16-17), Вы, должно быть, и так в курсе.
p.s. Справедливости ради, стоит отметить, что предисловие и первая глава книги IV мега-трактата Adversus Haereses Св. Иринея вобщем-то может свидетельствовать о бинитарных взглядах автора, который провозглашает Отца и Сына. С другой стороны, нигде Святому Духу (несколько раз по тексту Святой Дух фигурирует) не приписывается небожествення природа.
Исправлено пользователем g10bus 21/10/08 18:41.