Здравствуйте, уважаемый Евгений.
Я лишь ставлю под сомнения мирские знания, которые, как показала история, часто видоизменяются под влиянием новых открытий, в частности археологии.
Я знаю об этом. Здесь полезно не увлечься отрицанием научных данных. Ведь, если научные данные мешают Вашему текущему убеждению, это ещё не доказательство их ложности. Когда-то люди верили, что вверху есть хрустальный купол, по которому движутся небесные тела. И они бы мне также уверенно могли заявить, что Библия права, а наука ложна. Однако сейчас большинство людей, даже христиане, не торопятся утверждать, что у нас над головой есть хрустальный купол. Или, на худой конец, небесная твердь.
В какой мере для Вас Писание авторитет? Абсолютный?
Важно, чтобы Писание не стало Богом. Потому что оно не Бог. И завет мы заключили с Богом, а не с книгой. Книга - инструмент, с помощью которого Бог дал возможность более крупному количеству людей узнавать о Нём. Это не единственный инструмент познания Бога. И не претендует на совершенство или идеальную сохранность в течение тысячелетий.
К сожалению то что Вы мне показали, не убедило меня в Вашей правоте.
Я и не собирался Вас или ещё кого-нибудь в чём-нибудь переубеждать. Я тут делюсь своими взглядами. Я лишь высказал свои сомнения, подозрения. Вы же читали название нашего обсуждения? Только вот Моисею никто и не приписывал написание всего Ветхого завета. Максимум - Тору.
Давайте посмотрим внимательно. Есть еврейское понятие "Тора". Его основное значение - "наставление, учение, закон". В Пятикнижии этим словом чаще всего обозначают Закон, данный Богом евреям через Моисея. Как отдельные законы, так и Закон в целом. Пятикнижие (Хумаш) называется Торой лишь после Вавилонского изгнания. Оно и появляется доподлинно только тогда. Именно в том составе, который известен сейчас. Отсюда и неоднозначность в применении слова "Тора", когда оно встречается в Библии. Из-за того, что термин "Тора" расширился с Закона на всё Пятикнижие к эпохе Второго Храма, нынче имеется неясность при прочтении ряда мест в Библии.
Обратите внимание, что я не отрицаю авторство Моисея вообще. Есть такие места как Втор.18:15 и окружающий текст, где написано как раз от 1-го лица, я не сомневаюсь, что это записано со слов Моисея, или он сам это написал. И это действительно Тора в том смысле, который был у людей до Вавилонского изгнания. Это законы и наставления, которые заповедал Моисей, раб ЙХВХ. В т.ч. Моисеевы пророчества. Другое дело повествовательные секции, где рассказывается
О МОИСЕЕ. Вот они, как я предполагаю, были написаны уже Иисусом сыном Навиным или ещё кем-то. Что не умаляет никак ценность той Торы, которую сейчас можно приобрести в магазине.
Я привел конкретные места Писания, в том числе и слова Иисуса о том, что именно Моисей писал эти книги.
Да, это одна из частых ошибок христиан. Они не различают те тексты, которые записаны в собрании книг: Библии. Есть разные книги, написанные в разных жанрах для разной целевой аудитории. Отсюда возникает нередко смещение акцентов и строится неверная теология.
Вот слова Иисуса, которые Вы привели. Ин.5:45-47. Складывается впечатление абсолютного доказательства авторства Моисея. Но, во-первых, Иисус говорит прежде всего о пророчестве Моисея о Нём. Как мы убедились выше, это пророчество действительно принадлежит Моисею. В этом у нас с Вами разногласий нет.
В стихе 47 стоит слово "писание". Однако греческое слово "
грамма", которое по Стронгу имеет следующие значения:
1 . буква, цифра, знак;
2 . грамота, ученость;
3 . писание, письмо, расписка.
Словом "писание" на русский язык "грамма" переводится буквально в паре - тройке мест в Синодальном переводе. В подавляющем же большинстве в СП "писание", как Ветхий завет, стандартно передаётся греческим словом "гра
фэ".
Итак, в стихе 47 не подразумевается Библия или Ветхий завет. Моисею это никогда и не приписывали. Слово "грамма" передаёт нечто написанное в широком смысле этого слова. Если бы Иисус тогда рассчитывал, что Вы будете пытаться доказать что-то Его словами, Он бы использовал слово "Закон", т.е. "Тора". Но не прозвучало самое известное в те времена название Хумаша. Было лишь сказано о записях Моисея, о том, что написал Моисей.
Очень интересная, но вредная теория, ставящая под сомнение то что Всесильный Бог не смог сохранить точные копии свитков Моисея.
Вопрос в том, нужно ли Богу сохранять точные копии свитков Моисея, было ли это в Его планах.