АЗИЯ, самая большая часть света (ок. 43,4 млн. кв. км), образует вместе с Европой материк Евразию. Граница между Азией и Европой обычно проводится по Уралу (гребню или его восточному подножию, рр. Эмба, Кума, Маныч, по осевому водоразделу Б. Кавказа, морям Каспийскому, Азовскому, Черному и Мраморному, прол. Босфор и Дарданеллы) (Б. энциклопедия Кирилла и Мефодия). Большая часть южной границы между Европой и Азией проходит через земли, принадлежавшие некогда скифским племенам. Собственно скифами этих людей назвали греки, самоназвание же их – народ Магога, как об этом пишет Иосиф Флавий; сердито отмечая, что греки имеют дурную привычку давать окружающим народам собственные имена, «как будто бы народы эти одного, с ними, греками, достоинства». Из этого можем понимать, что именно данные территории, населенные впоследствии скифами, получил при разделе земли Магог, внук Ноя, сын Иафета. «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!»(Иез.38:1-3). К кому относятся эти слова? Мне известно несколько различных истолкований библейских текстов, описывающих нашествие Гога. В частности говорят, что Иезекииль описал в 38-39 главах новозаветную борьбу между язычеством и христианством, находясь под впечатлением от нашествия скифов в Переднюю Азию во времена царя Иосии. Или предрекают нападение кровожадных русских на добрый и справедливый Израиль, обыгрывая титул Гога – «князь Роша». Я не собираюсь лить воду на чью-либо идеологическую мельницу, но намерен изложить материал, очевидно упущенный из виду известными мне комментаторами. Я полагаю доказать, что описание нашествия полчищ Гога в горы Израилевы относит это событие ко временам намного более отдаленным, чем даже Второе Пришествие Христа, а также привести доводы в пользу того, что мы не можем отождествлять это событие с битвой Армагеддон. Иезекииль называет по имени лицо, осуществляющее в земле Магог властные полномочия. Это похоже на пророчество о царе Кире пророка Исаии, упоминавшем в своей книге этого царя задолго до его появления. «Так говорит Господь Бог: не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них?» (Иез.38:17). Возможно, дальнейшее обращение Иезекииля к Гогу: «придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие», «готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем» и т.д. характеризует Гога как бунтовщика и самозванца. Следует отметить также и обширную географию этого военного союза. Перечисление Иезекиилем участников альянса вызывает первые вопросы. Почему Иезекииль не применил краткое: «И соберу все народы на войну против Иерусалима», как это сделал пророк Захария? И действительно, почему в перечне нет, например, Египта – исконного врага Израиля, всегда игравшего значительную роль в его политической жизни? Неужели Иезекииль забыл о Египте в своем пророчестве? О Моаве, Аммоне, финикийском городе Тире…? И даже добавление «многие народы с тобою» не меняют смысла в наличии перечня, поскольку «многие народы» это отнюдь не «все народы». К тому же, Захария говорит, что Иерусалим будет взят, Иезекииль – что враг будет уничтожен еще на подходах; Захария дает понимание Пришествия Господа, как избавление, говорит, что Иерусалим только «будет стоять безопасно» уже после этого события, Иезекииль же говорит, что жители Израиля уже давно живут «мирно и безопасно». Есть различия и в описании поражения врагов Израиля и в некоторых других деталях. В Книге Даниила есть пророчество о 2 300 вечерах и утрах, времени, на которое будет простираться мерзость запустения, стоящая в святом месте. Это пророчество не может относиться к осквернению иерусалимского храма Антиохом Епифаном, как иногда можно услышать. Во-первых - сам Даниил свидетельствовал, что это пророчество относится к временам еще более отдаленным, чем охватывают его пророчества; во-вторых – это противоречило бы новозаветному свидетельству, согласно которому, мерзость запустения, «реченная через Даниила», должна наступить после взятия Иерусалима римлянами (Лк.21:20, Мф.24:15). Из контекста 14-й главы Книги Захарии понимаем, что события, описанные в ней, послужат завершению осквернения святыни, как видно из 20-го и 21-го стиха, ибо подобное положение совершенно невозможно представить в том случае, если бы святилище все еще находилось бы в оскверненном состоянии. Пророк Малахия, описывая Пришествие Господа в Иерусалим, говорит: «и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» и «и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал.3:3-4). Слова Малахии об очищении сынов Левия и установлении жертвы Иуды и Иерусалима «как во дни древние и как в лета прежние» перекликаются с пророчеством Даниила об очищении святыни по истечении 2 300 вечеров и утр. Таким образом, Пришествие Господа, описанное Захарией и Малахией, состоится тогда, когда святилище еще будет находиться в запустении и послужит его очищению и установлению праведных священнодействий. Наблюдаем ли мы эту картину в изложении Иезекииля? Давайте посмотрим. «После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно». Видим, что ко дню вторжения Гога в Израиль «запустение» его уже окончилось и о боевых действиях, взятии Иерусалима и т.п. нет никаких упоминаний. Напротив, Израиль в описании Иезекииля уже будет собран, и, пребывая в святости и безопасности, заселит вековые развалины. Как понимать такое разделение? Ведь оно не признано ни в иудаизме, ни в христианстве. И хотя иудаизм, в отличие от христианства, и признает Тысячелетнее Царство Христа (о котором дальше пойдет речь), но поражение Гога приписывает Пришествию Мессии, описанному Захарией. Представления же христиан по данному вопросу изложить трудно. Они сбивчивы, запутанны и противоречивы. А представления о Тысячелетнем Царстве Мессии причислены к ересям под названием «милленаризм» и «хилиазм». И это притом, что наличие «милленаризма» в доктринах первоапостольской Церкви никто не отрицает. Зачисление Миллениума в ереси привело к размытию и неопределенности в представлениях христиан и о собственно Втором Пришествии. Ведь, если не будет земного Царства, то и Пришествия, как такового – не будет. Вместо этого, как говорят, будет полное уничтожение земли. Такой взгляд напрочь противоречит очень многим библейским текстам. Но я хотел бы остановиться на тех из них, которые относятся к нашествию Гога. Речь пойдет о Книге Откровение. Кстати, инициаторы отвержения милленаризма в христианстве делали попытку оспорить подлинность этой книги. И церковным иерархам следовало бы к ним прислушаться, ибо приняв во внимание свидетельства первых христианских авторов (в частности Иринея) и оставив Откровение в каноне, они допустили явное противоречие. Указание на Миллениум в нем присутствует совершенно определенно. После описания последних язв, битвы Армагеддон, свержения зверя и лжепророка в озеро огненное, читаем в начале 20-й главы следующие слова: 1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
Здесь получаем несколько вопросов: - можно ли понимать этот текст как указание на прекращение на земле жизнедеятельности человека? – если «да», то о каких «народах» идет речь? - что должно произойти после освобождения сатаны? - и… почему «на тысячу лет»? Дальнейшее повествование дает нам ответы на эти вопросы: 4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
Таким образом, Тысячелетнее Царство Мессии будет иметь место. Над кем же царствовали участники первого воскресения? Очевидно над народами, обольщать которые лишился возможности сатана. Я не буду останавливаться на особенностях этого Царства – его описание можно найти в Библии везде: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк.9:35) и т.д. В данной теме представляет интерес описание освобождения сатаны по истечении тысячи лет: 7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.
Вот и наше событие. Видим, что нашествие Гога Иоанн относит к концу Миллениума, как это было видно и у Иезекииля. Их свидетельства совпадают. И если Армагеддон – битва народов с Сидящим на коне – состоялась в конкретном месте, то армия Гога «вышла на широту земли» и «окружили стан святых и город возлюбленный» (т.е. Иерусалим). На этом Иоанн прекращает описание земной истории, описывая далее Великий Суд, новые небо и землю, и Новый Иерусалим, однако отмечает, что смерть будет уничтожена только после поражения Гога и Великого Суда – Откр.20:14. Что же касается Тысячелетнего Царства, то его устройство подробно описано Иезекиилем в 40-48-х главах.
|