Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Творчество христиан. Христиане о творчестве
Просмотров: 80325 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

В теме участвуют: соня1984и2минуты (230) leib2009 (9) Натальчунка (4) ЕКА (3) nadezda7 (2) Novoe (2) sonreir (1)

Страниц в этой нити: << 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | (показать все)
leib2009
19/10/12 12:18
leib2009@ЖЖ

# 931337

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: соня1984и2минуты, #929992] Help admins  

Откуда птица знает всё про Бога?

Не сомневаясь в том, что птица знает о Б-ге, меня, однако, настораживает и не удовлетворяет следующая строка:
Кто ей вложил внутрь горла эту трель?

Поневоле захотелось привести наблюдения орнитологов:
"Чтобы прогнать конкурента, молодые соловьи копируют его песню, что считается весьма агрессивным жестом и чревато дракой. Взрослые птицы, наоборот, глушат соперников собственными песнями, одновременно соблазняя прислушивающихся к вокальной битве самок. Соловьи поют не только для того, чтобы соблазнить самку, но и чтобы дать отпор сопернику. Когда соловей слышит на своём участке голос другого самца, он даёт симметричный вокальный ответ. Песенные сражения позволяют не вступать в прямое противостояние и сберегают силы и здоровье. Но правила таких вокальных поединков могут меняться; так, с возрастом у соловьёв вырабатывается другая стратегия поведения по отношению к конкуренту.
Известно, что между первым и вторым сезонами размножения у соловьёв заметно обогащается репертуар. Можно сказать, что птицы предпочитают использовать "вокальные наработки", чтобы предотвратить эскалацию насилия, которая следует за копированием песен.
В то же время самки выбирают самцов, опираясь на их репертуар, поэтому повзрослевший самец, хвастаясь своим вокальным портфолио..."(По материалам EurekAlert)
Действительно:
"А тут совсем без слов и – прямо в цель". :)
Извините мне мою приземлённость и желание алгеброй, физиологией поверить Б-жественную Гармонию, но, на мой вкус, у поэтов, которых я ценю, нет таких проходных, неточных, необязательных, необоснованных строк.
Всевышний, откровенно любуясь Своим созданием - змеем; называя его самым "смышлёным" из всех зверей полевых:
"Змей же был самым "арум" из всех зверей полевых. (Быт.3:1), - однако только о человеке отзывается с благодарной похвалой:
"Вот стал человек, как один из Нас в познании..." (Быт.3:22)
Поверьте, Соня, ни в словах Торы, ни в моих словах нет и тени антропоцентризма.
Скорее напротив: из текста Торы мы узнаём, что служение земли, воды, растений, животных... было угодно Создателю и благодарно Им принимаемо; узнаем, что мир, который мы неоправданно высокомерно называем "неодушевленным", является безвинно-страдательным, ибо по вине человека проклинается земля:
"Проклята из-за тебя земля..." (Быт.3:17).
Единственное, в чём я могу упрекнуть себя, это в вере в то, что на человека возложена Творцом ответственная обязанность - хранить и возделывать Сад, который Всевышний насадил:
"И насадил Б-г Всесильный Сад...; и поместил там человека, которого образовал...; чтобы возделывать его и хранить его". (Быт.2:8,15)
Мы можем и должны постигать Б-жественные уроки земли, травы, птиц...
"Учитель долго не начинал урок, слушая пение птицы, и когда она замолкла, он сказал своим ученикам, что урок закончен.
Разочарованные ученики сказали ему: "Но ведь ты не произнес ни одного слова". Учитель ответил: "Птица всё сказала Вам, и мне жаль, что Вы не услышали".
Бунин пишет:
"Весь день лежал на траве; с благоговейным восторгом смотрел на проплывающие облака и чувствовал, что становлюсь здоровым и чистым, как трава, облака".
Птицы проповедуют нам и мы проповедуем птицам.
Решился же Франциск Ассизский проповедовать птицам:
"И, сошедши в поле, начал он проповедовать птицам, бывшим на земле. И тут же те, которые были на деревьях, вспорхнули к нему и замерли неподвижно, пока святой Франциск не закончил проповедь... все, сколько было птиц, раскрыли рты, вытянули шеи, подобрали крылья, согласно склонили головы к земле и движениями своими и пением показывали, что слова святого отца приносят им наибольшую усладу".
Быть может, и проповедовал он птицам, не найдя человека способного понять, принять, разделить, вместить его проповедь?
Извините мне, Соня, мою невразумительную, несправедливую, придирчивую критику замечательного Поэта.
Скорее всего, расхождения наши коренятся в области эстетики и стиля..., личностных вкусовых предпочтениях.
"Хорошо ль тебе в Боге, душа?"
Я нахожу это трюизмом - душе всегда хорошо в Б-ге. :)
Но Миркина продолжает и я с востогом и благодарностью принимаю эти строки:
"Хорошо ль Тебе, Б-же, во мне?"
И я вновь, и вновь, со стыдом и болью, спрашиваю моего Б-га:
"Хорошо ль Тебе, Б-же, во мне?"
Еще раз извините моё несправедливое брюзжание, но попытайтесь услышать, понять меня. Например это:
"Не знаю. Просто верю Свету.
Смолкает боль. Вопрос замолк".
У Мандельштама вопрос не замолкает, и он продолжает сомневаться и спрашивать:
"Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?"
Или это:
"Как просто… Ничего не надо.
Лишь только лёгкость снегопада,
Лишь только небо, только ветки
С узором из снежинок редких…"
Прекрасно, но... Помните рефрен стихотворения А.Тарковского: "Только этого мало"?
"Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло,
Только этого мало.

Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало.
Все горело светло,
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала.
Мне и вправду везло,
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало.
День промыт, как стекло,
Только этого мало"
Вот этого "мало" мне недостаёт в прекрасных, талантливых стихах З.Миркиной.
Вы правы:
"У каждого поэта своя поэтика", - но в этом случае речь идет не о поэтике, а о сущности, смысле, о высшем предназначении человеческого существования.
Я верю, что сбудутся слова пророка:
"...И перекуют мечи на орала, и не будут больше учиться войне...; И возляжет ягненок рядом с волком, и ребенок будет протягивать руку к змеиной норе..."
Но и тогда, кода они сбудутся, человек, живущий добродетельно, любовно, мирно, не перестанет задавать вопросы о Высшем смысле и высшем предназначении своей жизни. Быть может, мирная, праведная жизнь - лишь необходимая предпосылка, ступень на пути восхождения к чему-то более высшему, - промысленному Творцом?
И, продолжая перекличку двух возвышенных душ, двух "поэтик":
"Минует день, последний отголосок
Свой в полночи застывшей растворив,
И на конце поставит знак вопроса,
Меня в моих сомненьях утвердив".
Сомнения и вопросы будут оставаться всегда, ибо нет предела Б-жественному совершенству.
Не сердитесь на меня, Соня - говорят, что о вкусах не спорят. Написав о Вас, Миркиной..., я, на самом деле, написал только о самом себе. :)
Вы никогда не сможете примириться, согласиться с тем, что стихи, кажущиеся Вам дворцом, промысленным и созданным гениальным архитектором, могут другому человеку показаться прелестной пряничной избушкой?
Впрочем, я начинаю злословить.
Извините.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
19/10/12 13:35

# 931351

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: leib2009, #931337] Help admins  

Прежде всего, большое спасибо. Над подробным ответом надо подумать.
Хочу пока сказать только, что хоть мысль изреченная вовсе не обязательно есть ложь, но все равно (как где-то замечательно показано) по самой своей природе любое высказывание не может быть верным больше чем на половину.
Так что противоположные по виду высказывания (Тарковский, Мандельштам и пр.) не противоречат, а дополняют друг друга.

У Миркиной же положение еще сложнее, и она справляется с ним с имхо завидной легкостью и естественностью.
Всегда о неплоских (лежащих в привычной всем нам общей обыденной плоскости) вещах говорить можно на разных уровнях.
Например:
"Хорошо ль тебе в Боге, душа?"
Я нахожу это трюизмом - душе всегда хорошо в Б-ге. :)

Душа всегда в Боге, но никогда этого не знает*

----
* как поняла, вы принадлежите еврейской традиции, где уровни души (не только нефеш, но нешама, хайя, руах, йехуда) разработаны гораздо подробнее


Доверие, глубина доверия страшному своей бесконечностью, безмерностью Богу - великий дар и великая способность чистой души.
"Ты держишь меня, как изделье, И прячешь, как перстень, в футляр». /Пастернак /

Из четверых вошедших в Пардес (состояние предельной близости к Богу) только рабби Акива вернулся преображенным и неповрежденным потому что "вошел с миром и вышел с миром" /Морэ Невухим/
Так что "покоиться в Боге" это не данность, а чудо.

По поводу почти любой строчки Миркиной можно много говорить: можно счесть их проходной банальностью, можно возмущаться их бунтующей еретичной революционностью...
"мой огонь под пеплом дремлющий,
лишь му поверьте"
один различит в них огонь ереси, другой - пепел банальности....
Для меня же они - скоростной лифт в те состояния души, в которые иначе непросто войти и после длительной молитвы...

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
21/10/12 23:57

# 931666

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

Мне хорошо, хоть я стою
Сейчас у жизни на краю.
Мне хорошо, хоть боль моя
Давно ушла за все края.

Мне хорошо сквозь гущу слёз
От высоты моих берёз,
От тишины моих елей,
От шёпота сосны моей.

Как Бога ты ни назови,
Но если грудь полна любви,
То, значит, Бог в неё вошёл.
И, Боже, как мне хорошо!..


* * *

Мне хорошо в Твоих объятьях.
Я чувствую жар рук Твоих,
Когда вечерний лес затих,
И рдеет небо на закате.
Не оставляя меня, Создатель!
Молю Тебя, не оставляй!
Твои объятья – это рай.
Ад – это рук Твоих разжатье.
Я жребий вынесу любой.
О, только б, только б быть с Тобой,
А без Тебя мне сил не хватит.


* * *

Ах, Марфа, Марфа, что ты пропустила!
Когда бы вслушалась в Христову речь,
Такую ты приобрела бы силу,
Что хлебы жизни научилась печь.
И на Марию не досадуй, Марфа,
А лучше сядь в молчанье рядом с ней.
Ещё не смолкли ангельские арфы,
Ещё течёт поток Его речей…

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
24/10/12 01:34

# 932164

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

Есть час тишайший, час молитв,
Тот час немеренный, в который
Мой Бог со мною говорит
Своим немеренным простором.
Как целый небосвод, большой
Волной покрылись наши споры.
Простор ли стал моей душой
Иль стала вся душа простором?..


* * *

Деревья звали, но никто не слушал,
Никто не видел их в упор, и вот,
Они вошли в раскрывшуюся душу
И совершили в ней переворот.

Они вокруг, но их не замечали,
Немыми называли, а они,
Шептали сердцу о начал начале
И сохраняли канувшие дни.

А мы кичились тем, что знаем много,
А мы… Мы жили, их собой глуша.
Вот так же мы не замечаем Бога,
Покуда не разверзлась вся душа.


* * *

В чём смысл великого заката,
Объявшего и даль и близь?
В проникновении куда-то,
Откуда все мы зачались,
В таинственном проникновенье
Куда-то за наш смертный страх.
И каждый вечер – откровенье
О наших собственных сердцах.


* * *

Молитва – это выход. Это – стены
Раздвинуты. Открыт простор Вселенной,
И ты один выходишь на дорогу,
Которая приводит прямо к Богу.

Так высоко! Так глубоко и тихо –
Из всей земной безвыходности выход.
Такая бесконечная свобода,
Как чистое пространство небосвода.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
25/10/12 05:57

# 932426

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: leib2009, #931337] Help admins  

* * *

День угасал,
День долгий прожит.
В притихшем мире – торжество:
Так ясно видно, Боже, Боже,
Горенье сердца Твоего.
День угасал. Спускался вечер.
И открывался долгий путь,
И сердце к сердцу шло навстречу,
Чтобы друг в друге потонуть.
Обняв всю даль, всю высь, все шири,
Всем мыслям подведя итог,
Свет догорал в огромном мире.
Над миром разгорался Бог.


* * *

I

Нас нет отдельно. Нету множеств
Во всеобъявшем сердце Божьем,
Во всеобъемлющем провале,
Где мы исчезли, мы пропали.
Но можно, только исчезая,
Узнать, что нет у жизни края.

II

Об этом – всё. Об этом – море,
Об этом взлёты дальних взгорий,
Озёр немеющая гладь –
О том, что надо всё терять.
Всё, всё отдать, всё разом скинуть
И без всего нырнуть в глубины.
Как долго небо на закате
Поёт, что надо всё утратить
И вдруг увидеть в бездне Божьей
То, что утратить невозможно.


* * *

I

Следить за голой, чёрной веткой,
Чуть-чуть колеблемою ветром.
Следить часами за метелью
С какой-то непонятной целью.
Следить заворожённым взглядом
За всем, что вечно с нами рядом,
И незаметно проследить
Связующую с Богом нить.

II

А созерцанье – это выход
Из клетки «я» в пространство «Бог».
Вокруг становится так тихо,
Что звёздный звон доплыть к нам смог.
Забот и боли постоянство
Растаяло. Вопросов нет.
Есть бесконечное пространство
И несмолкающий ответ.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
25/10/12 16:44

# 932547

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

РАЗДЕЛ 4

ТАКОЙ ПРОСТОР!



I

Почему я всё время о Боге?
Потому что созвездья горят,
Потому что ведут все дороги
В золотой бесконечный закат.
Потому что мне единоверцы
Все, кто в небе готов потонуть,
Потому что раздвинулось сердце.
Потому что расширилась грудь.
Есть закон очень точный и строгий:
Всё сосчитано в нашей судьбе.
Почему я всё время о Боге?
Потому лишь, что не о себе.
Потому лишь, что шепчутся ветки,
И пьянит своим запахом бор.
Потому что в себе я, как в клетке,
Потому что мне нужен Простор!


II

Бог есть Простор. И в сём Просторе
Душе моей, как лодке в море,
Как птице в чистых небесах.
При чём тут боль? При чём тут страх?
Всё, всё, что бы со мной ни сталось, -
Так мизерно, такая малость!
Все мысли, все заботы – сор,
Когда вокруг – такой Простор!

III

Кто был в той глубине, в которой
Таятся семена простора,
Таятся жизни семена,
Вот там, откуда к нам весна
Приходит, чтоб раскрывши крылья
Вдруг потопить нас в изобилье
Своих немыслимых щедрот;
Кто вхож был в пласт священный тот,
Всегда неведомый, откуда,
Что ни мгновенье, снова чуда
Встаёт; - кто был там, - тот не может
Не славить вечно имя Божье.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
25/10/12 22:17

# 932605

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

Облака… облака… И качаются сосен вершины.
Облака… облака… И листва кружевная, как дым,
Чуть качаясь, дрожит… И вокруг меня нет ни единой,
Не малейшей преграды меж мною и Богом моим.

Сотни тысяч листов у расцветшего вешнего сада,
Сотни, тысячи тысяч сцепившихся, сросшихся пут.
И ещё и ещё… Но они никогда не преграда,
Но они никогда между мною и Богом моим не встают.

И сквозь юные листья гляжу я в простор небосвода,
Как сквозь узкую щёлку вглубь сердца гляжу своего.
И я знаю, я знаю – есть в мире одна лишь свобода:
Когда нет между мною и Богом моим ничего…

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
26/10/12 04:50

# 932652

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

Одиночество старого клёна,
Одиночество голых берёз…
Дуб раскинутый, дуб наклонённый
Целый век в одиночестве рос.

Одинокий простор небосвода
Над широкой, неспешной рекой…
Одиночество – это свобода.
Одиночество – это покой.

Храм для истинных единоверцев,
Та молитва, что Богу слышна –
Одиночества полного сердца,
Переполненных глаз глубина.

И не надо гремящих пророчеств.
Есть одно. Его хватит навек –
Встреча двух или трёх одиночеств,
Точно в море впадающих рек.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
27/10/12 01:00

# 932808

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

Есть Бах, так значит, смерти нет,
Хоть прах вернётся к праху.
Ушедшим не гляди вослед,
А вслушивайся в Баха.
О нет, не воскрешенье тел!
Могил ничто не рушит.
Но Бах сметает наш предел –
Приводит к Богу душу.
В такую глубь он вводит нас,
Где стёрлись все итоги.
И с тем, кто скрылся с наших глаз,
Мы повстречались в Боге.


* * *

Наш тихий дом,
И с нами розы,
Разросшиеся, вросшие мне в сердце…
И Моцарт, Моцарт – резвое дитя,
Одним прыжком внезапно достающий
До неба, чтобы принести оттуда
Охапку ярко золотых лучей
И утопить нас в золотистых брызгах…
Ах Моцарт, Моцарт, озорным движеньем
Скользнувшим сквозь скопившуюся тяжесть
Несметных сил, готовых нас сдавить.
Но кто нас сдавит, если с нами Моцарт,
Разбрызгавший, как искры, детский смех,
Летящий Моцарт, тот, кому известны
Сокрытые от всех пути до Бога?
Никто ему не может помешать,
Пройдя сквозь тяжкий мрак, вдруг очутиться
У Божьих ног
И там, склоняясь, затихнуть,
Чтоб перед нами медленно раскрыть
Прозрачную, как слёзы, Бесконечность.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
31/10/12 04:55

# 933669

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

Прервите речь… Постойте… Замолчите…
Пускай одни деревья говорят.
Ветвей апрельских тоненькие нити,
В узор которых вплёлся весь закат.

Свет золотистый, алый и багровый
Становится прозрачнее, бледней…
Сейчас звучит единственное слово –
Всё то, что нужно всей душе твоей.

Великий час восполненного счастья, -
Как самый высший дар, его приму:
Есть Слово, обращённое не к части
Тебя, не к дроби, а к тебе всему.

Когда ты приближался к этой тиши,
Забыв про всё, что послано судьбой?
Когда ты мог неслышимое слышать?
Когда, когда же был ты всем собой?!


* * *

Ну, вот мы и снова остались втроём:
Я, ты и безветренный лес.
И словно корабль, наш маленький дом
Вплывает в бескрайность небес.
Да, снова душа потеряла края,
Не нужно ни стен, ни опор.
Нас снова не двое, а трое: ты, я
И этот вселенский простор.
У Духа Святого законы просты
И ведомы сердцу давно:
Не двое, не двое, а трое: я, ты
И то, что нас слило в одно.
Всё то, что собой наполняет сердца
И скрыто от слуха и глаз,
То, что без начала, то, что без конца, -
И делает вечными нас.
Тот, Третий, невидим и неисследим,
Он – ветер, сдувающий сны.
Что мы без него? Два осколка. А с Ним
Мы целой Вселенной равны.


Страниц в этой нити: << 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | (показать все)

ОТВЕТИТЬ ВСЕМ   Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями
Перейти на