Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Творчество христиан. Христиане о творчестве
Просмотров: 81280 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

В теме участвуют: соня1984и2минуты (230) leib2009 (9) Натальчунка (4) ЕКА (3) nadezda7 (2) Novoe (2) sonreir (1)

Страниц в этой нити: << 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | (показать все)
соня1984и2минуты
воцерковленная православная
28/12/12 14:07

# 945689

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

В какой глубокой тишине
Творец мой действует во мне!
Замри, душа, не шелохнись!
Какая мощь! Какая жизнь!

Сто тысяч дней, а, может, лет
Есть только Путь, а цели нет.
О, этот бесконечный Путь,
Которым Бог мой входит в грудь!

Затихнуть, как морская гладь,
Чтобы Ему не помешать!
Замри, душа, не шелохнись.
О, Господи, какая жизнь!


* * *

А даль звала, звала, звала!
О, зов морской растущей дали!
Вселенские колокола
Весь мир разрозненный сзывали

Собраться. Колокол зыбей
И тайный колокол беззвучий
Отозвались в душе моей
Любовью, как простор, могучей.

Пускай ничтожна, пусть мала –
Весь мир сейчас могу объять я.
О, Боже, я к Тебе пришла!
Я здесь стою, я жду собратьев!


* * *

Здесь ничего не говорят.
Здесь надо только зреть и слушать.
И пять и сто часов подряд,
Покуда не насытишь душу.
Деревья над водой шуршат,
А море тихое пророчит…
Когда насытится душа,
Тогда пусть говорит, что хочет.


* * *

Когда последний луч потух,
Спустился из высот в глубины,
Могучий вездесущий Дух
На миг собрался воедино.
В глаз вещий, в точку собран свет,
И все часы – в одно мгновенье,
И жизнь вот-вот сойдёт на нет,
Но это высший миг творенья.
И наклонился небосвод
Над онемевшим мирозданьем.
Сейчас Создатель сам войдёт
В своё незрячее созданье.
Кто рассчитал час в час, точь-в-точь,
Когда из тьмы луч света брызнет?
Храни Его, святая ночь,
Святая смерть – утроба жизни.


* * *

И снова море. Снова штиль.
И вновь передо мной развёрсто
Всеобнимающее Сердце,
Одно на сотни тысяч миль.
И снова – ни волны, ни пены,
И даже не шуршит прибой.
Бескрайность шири голубой
И этот взгляд проникновенный…
Да, взгляд без глаз, без звука зов
И, Боже, - никаких событий.
И только просьба: отзовитесь
И начинайте жить с азов!


* * *

Ну вот и всё. И сердце полное.
Ведь я у моря, я у леса.
И как торжественна безмолвная
Непрерываемая месса!
Ширь придымлённая, туманная,
И ей немое сердце вторит.
Моя молитва постоянная
Родится, как волна из моря.


* * *

Господь промолвил: Хорошо!
И шелест по земле прошёл.
Звучит на море и сегодня
Великий отзвук слов Господних.
И длится по сей день хорал.
Тот, что когда-то собирал
Созвездья; и мерцает пламя,
И Дух трепещет над водами.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
30/12/12 00:51

# 945856

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

Туман под взглядом солнца таял.
Закат в нём оставлял следы,
И, как икона золотая
Заря гляделась в глаз воды.

И было царствие морское
Вместилищем небесных сил.
И тишина была такою, что голос Бога доходил.

И ни малейшего движенья.
Глубокий мир на землю лёг.
И только длилось отраженье:
Заря – в воде и в сердце – Бог.


* * *

Куда меня уводит море?
Скажи мне, Господи, куда?
Что там с утёсом дальним в створе?
Мир новый? Новая звезда?
Что там, в слоящемся тумане,
Прильнувшем к сизым облакам?
О, как он манит! Как он манит!
Скажи мне, Господи, что там?
- Ответа внятного не требуй.
Но нет другого бытия,
А есть бескрайняя, как небо,
Душа всецелая твоя.


* * *

Морского штиля не нарушу.
Как ствол, недвижная стою.
Я только созерцаю душу
Непостижимую свою.
Мой взгляд притихший ей покорен,
Как пена белая – волне.
Она огромна, точно море,
И – умещается во мне.
О, Боже, как это возможно?
И где разгадка бытия?
Во мне, мгновенной и ничтожной,
Конца не знающая Я…


* * *

Полнейший штиль. Ни волн, ни пены.
Душа, как море, разрослась,
И в тишине с Творцом Вселенной
Налажена прямая связь.

Прямой приказ Душе от Бога,
В каких глубинах он возник?
Кратка, как молния, дорога -
Сквозь бесконечность напрямик.

О, это полное затишье
Приказу Божьему в ответ.
И если Сердце Бога слышит,
То творчеству предела нет!



* * *

Полине Чижевской
(к её картине)

Вокруг – ни звука, ни словечка.
Снег чуть мерцает под луной.
Окошки, узкие, как свечки,
Затеплились во тьме ночной.

И всё яснее, всё знакомей
То, что как детский сон прошло,
То, затаившееся в доме
Неистощимое тепло.

Кто защитил его от стужи?
Кто прошептал огню: гори
И, как маяк, свети снаружи
И, как утроба, грей внутри?

Дом окружён глубокой тенью.
Ни звука, ни словечка нет.
Но это тихое свеченье…
Но этот внутренний подсвет…


* * *

И злоба и крики,
И бойни и войны…
А в небе спокойно,
И в море спокойно.
А в небе бездонно,
И в море бездонно.
И небо и море –
Господни иконы.
На небе великом,
На море великом
Дрожит отраженье
Господнего лика.
На час иль мгновенье
Застынь без движенья
И, в них отражённый,
Вглядись в отраженье.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
30/12/12 21:34

# 945915

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

О, Господи, как Ты велик!
В Тебе утонет каждый крик.
В Тебе утонет каждый грех:
Ведь Ты всегда один за всех.
Как это небо и морской
Простор, хранящий мой покой,
Как вся распахнутая гладь,
Которой я должна внимать.
Мне надо предоставить ей
Немой простор любви моей
И жить, её покой храня, -
И всё свершится за меня.


* * *

Здравствуй, море, здравствуй, Боже!
Только Ты спасти нас можешь –
Не от горя, не от бед,
Не от всех бегущих лет
И не от врагов своих –
Только от себя самих.


* * *

От меня ничего не зависит.
Я во власти у шири и выси,
Я во власти у неба и моря,
И со мной ни о чём не поспоришь.
Спорьте с ними хоть годы подряд,
Но они ведь в ответ промолчат,
Засияют и зазеленеют.
Вы, конечно, гораздо умнее:
Есть и слово у вас, есть и мысль;
Ну, а что бессловесная высь?
Ну, а что немота этих вод?
Ничего. Только жизнь нам даёт.


* * *

Сосредоточенность какая!
Как ясен дух! Как даль ясна…
Безбрежна синева морская,
И бесконечна тишина.
Дух над водою крылья поднял,
Они сквозь небо продлены.
И всемогущество Господне
Есть мощь великой тишины.


* * *

Когда немеющая гладь
Почти слилась с небесным кровом,
Вдруг сердце стало понимать,
Что это было Божье Слово,
Что шлют душе великий знак,
Лучи протяжные, косые,
И слушать надо было так,
Как слушала Христа Мария.

Novoe
30/12/12 23:31

# 945928

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: ВСЕМ, #911704] Help admins  

Дорогие братья и сестры и автор темы Соня я желаю пред всеми вами искренно от всего сердца попросить прощения за мои заблуждения в этом уходящем году, я вначале искренно полюбил стихи Миркиной и писал Соне автору тем ее стихов комментарии , как я думал стихи оригинальные самобытные, но то , что открыл мне Господь я должен рассказать всем , когда я уже написал множество комментариев увидел в сравнении и анализе ее стихов не самобытность и образность использования природы и необычных сравнений, а полностью все сходящееся к проходу к Богу через буддистскую нирвану,- ничто,-ноль обратите внимание на тишину , бессловестность, что не нужно слова, что через явления природы сводящейся к тишине к нирване, к ничто, к нулю открывается вход в вечность , бесконечность, к Богу почти в каждом стихе прослеживается буддисткая практика,- погружения в нирвану в тишину, в ноль, в бессловесность, это конечно практика падшего ангела обольстить души увести от двери воскресения во Христе Распятом . от веры Божией в это, я от всего сердца желаю Соне автору этой темы, которого очень уважаю ! отойти от этих путей от этой страшной практики обольщения стихиями и философиями мира по учению человеческому , а не по Христу,
Христос ясно сказал: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас ! Не могу быть лицемером все говорю так как есть в моем духе и сердце,
Братья и сестры простите меня ибо все это искушения прошло чрез мое сердце , потому нелицепреятно предупредил вас, Соня ! пожалуйста оставте эти невежественные пути иллюзии, пишите пожалуйста стихи от Господа сами и вам Господь даст истинную благодать вдохновения !
Соня Господь призывает вас оставить эти ложные учения, вы умный и мудрый человек, имного можете привести людей в стадо Христово, вас призывает Господь чрез меня придите к нему отдайте все Господу и он совершит чрез вас спасение многим людям, ведь вы любите людей правда ? и желаете, что бы они стали на истинный путь несения креста за Христом, чтобы вошли в дверь Христа Распятого и спаслись,- мир вам и благодать Божия ! Геннадий.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
31/12/12 06:08

# 945969

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

Что ж. я уверена, Бог вас простит, - да что там - он и вовсе не винит вас за некоторую (надеюсь, временную) ограниченность вашего понимания Его Личности, Его Света и Его благодати.
У каждого свой путь. и если вы пока так формально и поверхностно по чисто внешним признакам беретесь судить этого крупнейшего на Руси христианского поэта, то это не ваш недостаток, а ваше (надеюсь, временное) несовершенство.
Но кто из нас совершенен?
Ангела вам хранителя, верна наставника и хранителя души и тала вашего на вашем жизненном и молитвенном пути.

Желаю вам не забывать, что слишком верные и слишком правильные ревнители библейского текста как раз-то и распяли нашего такого неправильного и такого живого Иисуса.

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
31/12/12 06:17

# 945970

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

Понимаю, что далеко не все здесь православные, но все же.
Любимая моя икона Христа - "Благое Молчание".
А в одном из акафистов Марию восхваляют как "родоначальника Тишины рождшая".

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
03/01/13 10:28

# 946335

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

* * *

Была заря простой и строгой.
Без облаков погас закат.
Дышало море вместе с Богом,
И в мире был глубокий лад.
И тихо-тихо пели волны,
А мир умолк, а мир оглох.
Глубокий вдох и выдох полный,
И вновь глубокий, полный вдох.
Немая строгость чётких линий,
Без края ширь и даль ясна.
И вся великая Пустыня
Безмолвной святости полна.


* * *

О, погоди, не торопись…
Есть Истина размером в жизнь,
Размером с весь небесный свод
И с широту притихших вод,
Тех, голубеющих, морских…
Её не сдвинет с места вихрь,
Огонь не причинит вреда.
Она о том, что навсегда.
О, только, только не прерви
Рост Истины, рост той любви,
Что в нас заброшена давно,
Как еле видное зерно.
И зреет там, у нас в сердцах,
Любовь, сжигающая страх,
Любовь, которая растёт
И ширится, как небосвод,
Перерастая нашу мысль.
О, погоди, не торопись…


* * *

И не вижу и не слышу,
И не строю и не рушу.
Сердце стало неба тише,
Сердце стало моря глуше.
И не мыслю и не помню,
Не гадаю и не знаю.
Сердце облака огромней,
Сердце не имеет края.
И не поздно и не рано –
Нету времени, наверно.
Сердце глубже океана
И нежней зари вечерней.
И чего бояться буду
И о чём молиться, Отче?
Если сердце – всё и всюду,
Если сердце – мира Зодчий…


* * *

Ты думаешь - я это я? Оспорю.
Я - это море.
И это всё не выдумка, не небыль.
Я - это небо.
И та сосна, и ива у ручья –
Всё это я.
Всё дело в том, чтоб досмотреть меня
До дальнего закатного огня
И до меня - вечернюю зарю.
Ведь я всю жизнь про это говорю.
Учись смотреть. Еще совсем немного –
И сможешь море досмотреть до Бога,
И небо, и сосну. И вот тогда
Увидишь, что вода не есть вода
И ствол не ствол. Дыханье затая,
Ты вдруг поймёшь, что я - не только я.


* * *

А волны не пели,
А волны шептали,
И чуть розовели
Закатные дали.

А сердце немело,
А сердце молило…
И вот догорело
Дневное светило.

Укрылось светило
За горкой пологой,
А сердце вместило
Замолкшего Бога.
Всё в мире померкло,
Подёрнулось тенью,
И только из сердца
Разлилось свеченье.

Прозрачною тьмою
Все дали одеты,
Но сердце немое –
Вместилище света.

Мир блекнет и тает,
Всё в мире умолкло,
Но в сердце светает
Так нежно, так долго…


* * *

И шум замолк. И можно вновь следить
За кораблём, за медленным прибоем,
И море с морем может говорить,
Душа – с душой, и Бог - самим собою.
И не прервёт ничто Господних дум,
И снова Дух стал тихим и великим.
О, знали б вы, что значит этот шум!
О, знали б вы, что губят ваши крики!

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
03/01/13 12:11

# 946349

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

Возможно у кого-то еще нет ясности относительно "буддийских" мотивов в христианской духовной жизни.
Поэтому возможно стоит привести отрывок из одной из замечательнейших книг в этой области: классической работы Эвелин Андерхилл, написанной чуть больше ста лет назад, но до сих пор вряд ли превзойденной.

*******************

Покой

Речь идет о состоянии, которое мистики именуют молитвой покоя, молитвой простоты, а иногда внутренней тишиной. Это состояние знаменует собой уход сознания внутрь на более глубокие уровни по сравнению с теми, которые были достигнуты на стадии сосредоточения.
Вследствие глубокого, неторопливого размышления над некоторой тайной, непостижимым звеном между человеком и Реальностью, или же вследствие целенаправленной практики любовного внимания к Богу созерцатель, сам того почти не замечая, соскальзывает на уровень восприятия, для описания которого в человеческом языке существует слишком мало средств. По достижении этого уровня чувствительность его души неизмеримо возрастает и практически полностью прекращается деятельность рассудка. Необычайная, неописуемая тишина представляет собой характерное качество этого состояния и едва ли не единственную его особенность. Здесь душа выходит за пределы сферы мыслимых состояний. Она не может больше "делать заметки", а просто отдается потоку внутренней жизни и подчиняет себя другой, всесильной воле. на этом этапе должно полностью прекратиться дискурсивное мышление, которое было подготовлено к этому на стадии сосредоточения, когда над ним был установлен контроль и оно работало под началом трансцендентного разума.

По мере того как углубляется сосредоточение, душа приобретает туманное, но в то же время живое осознание Бесконечного. Когда дверь в чувственный мир плотно закрывается, душа замечает, что оказалась погруженной в более реальный мир, который она не способна определить и который полон света, покоя и безмолвия.

Там, где когда-то шла борьба за постоянную концентрацию внимания, теперь происходит "живое, самоосуществляющееся сосредоточение, и в центре роскошной благоухающей Розы Духа пребывает Бог, Его покой и всемогущество".

Подобная капитуляция перед чем-то большим, как и в случае обращения, влечет за собой заметное расслабление. Это покой в чистом виде, который можно уподобить блаженству младенца, чья природа – Бесконечность, на руках Отца. Отказ от Я, процесс само-обнажения, начало которого мы наблюдали на этапе очищения души, продолжается и на этом этапе углубления созерцательного опыта. Здесь, когда эгоистическое стремление человека сделать что-то для себя оставлено позади, в парадоксальном, величественном и могущественном обличий дает о себе знать Смирение, которое господствует на Четвертой Ступени Любви. Сознание утрачивает, чтобы обрести, и умирает, чтобы жить. Таким образом, действие, с помощью которого оно входит в покой, представляет собой таинство всего мистического поиска – обращение от созидания к бытию, утрата своей обособленности в океане Абсолютной Жизни.

Пребывание в состоянии покоя, как мы уже говорили, влечет за собой угасание поверхностного сознания, хотя сознание личности по-прежнему остается. Это состояние, как правило, следует за длительным периодом благоговейного сосредоточения, которое влечет за собой медленное, постепенное отвращение внимания от чувственных каналов. По мере вхождения в это состояние внешний мир, кажется, удаляется все больше и больше до тех пор, пока от него не остается ничего, кроме одного лишь факта существования души. Это полное отсутствие знакомой психологической обстановки часто оказывается для человека столь ошеломляющим, что отрицательный аспект его сознания начинает доминировать и он описывает свое состояние как пустотность, глубокую пассивность, ничтожество, безмолвную сердечную молитву. Он оказывается как бы взвешенным в безмятежности и ожидании того, о чем не имеет ни малейшего представления. Он осознает лишь, что все – и даже эта пустота – есть благо. Между тем постепенно он начинает замечать, что эта пустота заполняется Чем-то вездесущим, неосязаемым, подобным воздуху в солнечный день. Переставая замечать все, что окружает его извне, он открывает То, что всегда пребывало внутри. Все естество распахивается навстречу Его влиянию, оно заполоняет все сознание.

два аспекта молитвы покоя -, аспект отречения и пустоты, который проявляется вначале, и аспект обретения и открытия, сладостное спокойствие и доброжелательное безмолвие, в которых влюбленная постигает присутствие Возлюбленного, – данное Богом состояние, над которым душа почти не властна.

В сочинениях Экхарта есть множество описаний покоя, внутренней тишины и пассивности, которые приходят как результат целенаправленного сосредоточения. состояние покоя – это то состояние, в котором душа человека начинает устанавливать контакт со своим "основанием", Чистым Бытием. Для этого состояния характерен переход от "естественной" к "сверхъестественной" молитве. Пустота поля сознания, его свобода от образов – включая даже образы Реальности, которые являются объектом размышлений, – необходимое условие этого перехода.

"Душа,– наделена многими способностями, однако она разделила себя между внешними вещами и затерялась среди них. Теперь ее способности разбросаны, распределены между органами: зрение находится в глазах, слух – в ушах, вкус – на языке. Тем самым эти способности уже не могут выполнять внутреннюю работу, потому что разделенная сила несовершенна. И если душа желает трудиться внутренне, то сперва она должна вернуть себе все свои способности и направить их исключительно на внутреннее созидание... Если человек готов к внутренней работе, он должен вновь наполнить себя и свою душу, как сосуд, всеми способностями и удалиться от всех образов и форм; лишь тогда он сможет созидать. Ему необходимо забыть и не-знать. Он должен пребывать в спокойствии и безмолвии, где слышно Слово. Он не может приблизиться к этому Слову иначе, как посредством спокойствия и безмолвия, – лишь в этом случае Оно будет услышано и понято в состоянии высшего неведения. Когда человек не знает ничего, Слово открывается и являет Себя ему. Так мы осознаем Божественное Неведение, а наше собственное неведение обретает благородство и увенчивается сверхъестественным знанием. Оставаясь просто восприимчивыми, мы оказываемся более совершенными, чем когда трудимся".

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
03/01/13 12:12

# 946350

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

Душевное состояние покоя имеет и другой смысл для мистика – оно является выражением и дополнением смирения и открытости, основным условием Нового Рождения

все средневековые мистики считают покой необходимым для перехода к созерцанию и называют естественной ступенью внутреннего опыта, которой могут достичь все, кто достаточно подготовил себя в долготерпении, смирении и прилежании.

"Когда окажешься в уединении, – – то оставь попечение о том, что будешь делать после, но презри все свои порочные, равно как и благие помыслы. Не молись устами своими, а устремляйся сразу ввысь... Следи за тем, чтобы в твоем разуме не обреталось ничего, кроме одного лишь устремления всем сердцем к Богу. Это устремление не должно быть окутано твоими помыслами о том, что есть Бог, или каков Он в Себе и Своих творениях. Оно должно быть только о том, что Он есть такой, какой Он есть. Пусть пребудет Он таким, молю тебя, и посему не мысли о Нем по-иному, не ищи Его с помощью утонченности своего рассудка, но устремись к Нему лишь верой глубин своей души. Это чистое намерение, коренящееся в твоей вере и свободно проистекающее из нее, будет для твоих мыслей и чувств не чем иным, как одной лишь всепоглощающей мыслью и слепым чувством твоего собственного бытия... Да станет этот мрак твоим зерцалом! Да станет вновь целым твой разум! и тогда достигнешь ты единства с Ним как в духе, так и в мысли, ничего не потеряв и ни от чего не отвернувшись, ведь Он есть твое естество, и в Нем ты есть то, что ты есть. Ты же не есть своя причина и бытие, но Он есть в тебе твоя причина и твое бытие. Посему мысли о Боге в трудах своих так же, как мыслишь о себе, а о себе так же, как мыслишь о Боге: что Он есть такой, какой Он есть, а ты есть такой, какой есть ты. И да будут твои помыслы не рассеянными и помраченными, но погруженными в Него, который есть Все". "Пусть пребудет Он таким, молю тебя!" Так увещевают против духовного беспокойства, которое приводит к искажению переживаний в угоду уже имеющимся представлениям. Неугомонных искателей призывают предоставить вещам возможность быть такими, каковы они есть, открыться и довольствоваться тем, что приходит к ним, искателям. Прекратите созидать, чтобы иметь возможность быть. Перестаньте анализировать, чтобы обрести знание. "Эта кроткая тьма да будет твоим зерцалом": ключ к этому состоянию – смиренная восприимчивость.

"Именно в этом, – заключает Экхарт, – душа равна Богу. Подобно тому как милость Бога не имеет границ, не имеет границ и восприимчивость души, – таким образом, она всякий раз воссоздается с Богом и в Боге... "Тимофей открыт Богу". Таким образом, и твое неведение не есть недостаток, но высшее из твоих достоинств, тогда как твое бездействие есть твоя высшая работа. Тем самым в трудах своих ты должен прекратить трудиться, все твои способности должны погрузиться в безмолвие, и только тогда ты сможешь воистину возродиться внутри себя".


"Подлинная молитва покоя, – говорит она, – таит в себе нечто сверхъестественное. Сколько бы мы ни старались, мы не можем пробудить ее в себе, потому что она есть мирный покой, который душа обретает в себе, или, лучше сказать, утешение, в котором Бог укрепляет душу. При этом все ее способности пребывают в мире и утешении. Не органами чувств, но все же она постигает, что близка к Богу и что стоит ей подойти к Нему еще немного, как она воссоединится с Ним. Она видит это не глазами своего тела и не глазами своего разума... Мир в душе подобен тому, что чувствует путник, когда он видит наконец свою цель и, остановившись перевести дыхание, с новыми силами продолжает путь. При этом ощущаешь большое успокоение тела и великое удовлетворение души – так душа может быть счастлива лишь у ручья, где она может и не пить, но уже сам вид прохладной влаги освежает ее. Здесь ей кажется, что ничего больше не нужно, что все те способности, которыми она обладает, будут вечно пребывать в покое, ведь одно их движение может поколебать ее любовь. Все, кто находится в этой молитве, желают, чтобы их плоть вечно оставалась неподвижной, потому что малейшее ее движение, кажется, может нарушить сладостное спокойствие... Они пребывают во дворце рядом со своим Повелителем и видят, что Он начинает передавать им Свое царство. Им кажется, что они больше не живут в этом мире. Они желают видеть и слышать одного лишь Бога... Между молитвой покоя и состоянием, в котором вся душа соединяется с Богом, есть одно различие. В единении душе не приходится прилагать усилия, чтобы обрести и вкушать Божественную Манну, – Бог ниспосылает ее душе, хотя она и не знает как. Молитва покоя, напротив, требует, как мне кажется, некоторых усилий, однако они сопровождаются таким блаженством, что душа едва ли ощущает их".

соня1984и2минуты
воцерковленная православная
03/01/13 12:13

# 946351

Re: Неуходящий свет поэта ("Зинаида Миркина - "Проникновение Света"") нов [re: Натальчунка, #911704] Help admins  

Подлинный покой – это средство, но не цель, это кульминация активности, а не полная пассивность. Покой представляет собой стадию естественного развития души созерцателя, мост, переброшенный между его старой, некоординированной жизненной активностью и новой, глубоко созидательной жизнью в единении – подлинной "мистической жизнью" человека. Мистик всячески стремится к этому состоянию, но не для того, чтобы его сознание становилось пустым, а для того, чтобы прочесть в сознании "вечно живое Слово".

отдых не имеет ничего общего с тем сверхъестественным покоем, который дается человеку в Боге и представляет собой благоговейное самозабвением смиренное взирание на Непостижимый Свет. К этому Свету должно усердно стремиться внутренним хотением, Его должно находить в склонности испытывать удовлетворение... человеку должно стремиться к единению с Богом.

Подлинное состояние покоя, как утверждают великие мистики, одновременно активно и пассивно: это полная открытость, однако не безвольное самозабытье, а скорее свободная и постоянно обновляющаяся самоотдача, самоотречение в любви к Богу. Мыслящий разум при этом должен быть успокоен, а весь душевный мир следует открыть воздействию Реальности. Индивидуальность при этом не теряется, уходит только ее жесткая оболочка. Это – состояние "в высшей степени активного отдыха"

Оно подобно парению орла, когда "большое расстояние птица пролетает с необычайной легкостью, спокойно и очень быстро; но в то же время она совершенно не двигается, ни разу не пошевелит крылом, ни разу не приложит усилия, оставаясь все время в полном покое, как у себя в гнезде".

" душе иногда кажется, что во время единения с Богом и других великих дерзаний духа весь ее запас энергии расходуется тотчас и невосполнимо, – но это лишь видимость. На самом деле это впечатление, порой весьма глубокое, объясняется тем, что душа ранее безотчетно накопила большое количество энергии, которая при случае и устремилась в единственно верном направлении. Обратная сторона этого процесса и красноречивый показатель его благотворности – тот факт, что глубинное "я" при этом остается незатронутым, как бы погруженное в столь же глубокий покой и отдых, который, однако, возможен именно благодаря Действию, «невидимому в силу своей непосредственности, цельности и быстроты»".

"Без слов, желаний и мыслей, – говорит он о созерцании, – душа достигает подлинного и по сути мистического безмолвия, в котором Бог ведет с ней разговор. В невообразимых глубинах души Бог являет себя и Свою совершенную возвышенную мудрость. Он увлекает душу в это глубинное одиночество и внутреннюю тишину, когда открывает ей Свое желание поведать великие тайны и показать ее сокровенные истоки".

Воля выбирает путь, сердце – то есть весь человек – определяет успех на этом пути. Подлинный созерцатель, приближаясь к этому уровню полной безмятежности, не ищет "необычных переживаний и явлений". Он желает лишь прикоснуться к возвышенной атмосфере Любви, приближаясь к тому, что св. Бернард назвал "делом всех дел": в совершенной простоте устремиться к Совершенству, а не к саморазвитию.

Таким образом, действия мистика на этой стадии на первый взгляд "пассивного" развития на поверку оказываются динамичными и целенаправленными – даже само его спокойствие является следствием высшей активности. Он – тот странник, который все еще ищет свое отечество. Ведомый своим прирожденным стремлением к трансцендированию, он находится на пути к высшим уровням – более утонченным достижениям и дальнейшим самопожертвованиям. Хотя он и отказался от любой поверхностной деятельности, глубинная, неустанная работа его души по-прежнему продолжается. "Обретение Бога, –подразумевает и требует активной любви. Жизнь в Боге, окружена блаженством. Жизнь в нас самих, проникнута активной любовью. И хотя мы живем всецело в самих себе и всецело в Боге, наша жизнь едина "

"Растущее преобладание Действия над Деятельностью" – глубокое и животворное движение всей души в одном всеохватывающем потоке самосознания, который противостоит суетным поверхностным влияниям, – вот в чем подлинный идеал мистической молитвы. Это Действие должно возобладать над всеми устремлениями души и тем самым направить ее к Абсолютной Жизни и Любви, которые всечасно пребывают рядом. Несомненно, этот идеал подразумевает покой.

"Некоторые, услышав о молитве покоя, ошибочно полагают, что душа во время молитвы пребывает в оцепенении и остается безжизненной и пассивной. Однако нет сомнений, что при этом душа действует, и притом более достойно и более экстенсивно, чем когда-либо ранее, поскольку Сам Бог движет ею и проявляется в ней посредством Своего Духа... Таким образом, вместо того, чтобы потворствовать праздности, в молитве покоя мы включаемся в высшую деятельность, целью которой является полное подчинение себя Духу Божию как главному господствующему принципу, ибо в Нем мы живем, движемся и обретаем свое естество... Посему наша деятельность должна состоять в том, чтобы достигать состояния восприимчивости по отношению к божественным проявлениям и как можно дольше пребывать в них, улавливая самые утонченные движения Вечного Слова. Пока слой воска на дощечке для письма еще не затвердел, на ней нельзя вычерчивать ровные знаки. Так и каждое наше эгоистическое и своевольное действие приводит к тому, что работа Обожаемого Писца оказывается прерванной и Его великолепный замысел так и не воплощается в жизнь".

"Этот сон, –есть сон способностей души, которые не потеряны и в то же время не бездействуют во всех отношениях... Мне кажется, что это состояние больше всего напоминает смерть всех вещей этого мира и блаженство в Боге. Душа не знает заранее, что будет делать в этом состоянии, – она не знает, молчать ей или говорить, смеяться или рыдать. Для души это состояние есть блаженное неведение и небесное безумие, в которых она постигает подлинную мудрость, а также удовлетворение и великую радость... Тем самым душа оказывается в состоянии всецело предаваться Богу, и ни одна ее способность при этом не смеет пошевелиться, равно как и мы не можем привести ее в движение, не прилагая для этого больших усилий, – я вообще не уверена, что, пребывая в таком состоянии, это кому-нибудь удается".

Таким образом, здесь мы видим, как молитва тишины переходит в созерцание и ее спокойствие нарушается одной лишь радостью. Тем самым покой заявляет о себе как мимолетное состояние, переводящее душу в новую сферу деятельности.

Вторая ступень пылкой любви, связывает, так что душа, одержимая ею, не может мыслить ни о чем другом. Любовь для нее теперь стала не просто непревзойденной [insuperable], но и неотделимой [inseparable]. Эта ступень сравнивается с бракосочетанием души – необратимым действием, совершаемым душой на пути к единению. Состояние эмоций души во время наступления покоя можно сравнить с покорным и радостным раскрытием девственной души-невесты навстречу своему Жениху, когда она дает Ему обет верности. Теперь она готова ко всему, что ждет ее впереди, ко всему, что от нее может потребоваться, – она готова отдать себя, потерять себя или же ждать распоряжений своего Возлюбленного. После такого внутреннего отвержения себя душа приобщается к новой жизни .


Страниц в этой нити: << 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | (показать все)

ОТВЕТИТЬ ВСЕМ   Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями
Перейти на