Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Новости последних дней
Просмотров: 2789 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

В теме участвуют: Тимофей (3) Шарфик (3) E'ven (1) Rootman (1) Новости (1)

Новости
22/06/03 08:03

# 91721

22 июня отмечают установлением крестов в память погибших сторонников Гитлера Help admins  

Автоматически созданное сообщение, для обсуждения новости от 22-06-2003 08:57 по ссылке http://jesuschrist.ru/news/2003/06/22/4165

22 июня отмечают установлением крестов в память погибших сторонников Гитлера

"Священник воронежского городского прихода Истинно-православной церкви, находящегося в общении с РПЦЗ(В), освятил поклонные кресты в память казаков, погибших в войнах ХХ столетия. Инициатива установки крестов принадлежит воронежским казачьим организациям. Поклонные кресты установлены в память казаков, не вернувшихся с русско-японской, Первой мировой, Гражданской войн, а также воевавших на стороне нацистской Германии в Русской освободительной армии под командованием бывшего советского генерала Андрея Власова, и членов семей казаков, погибших во время карательной операции советского МГБ в Австрии в 1945-47..."

Такие сообщения в современной России, особенно накануне 22 июня, официально являющегося днем памяти и скорби по тем, кто погиб от рук фашистов, выглядят неожиданно, а для многих и оскорбительно. Потому что, если воспринимать букву сообщения, то крест установлен только в память тех, кто в годы Второй мировой войны сражался на стороне гитлеровской Германии, а к тем, кто сражался в красной армии отношения не имеет.

Однако, хотим мы того или нет, проблема религиозного отношения ко Второй мировой войне в нашем национальном сознании остается, - и эта проблема среди людей религиозных порождает немало смут, споров и противоречий. Ведь не секрет, что для очень многих русских людей именно безбожие советского режима более, чем что-либо еще, говорило против него и заставляло выступать против него с оружием в руках даже в очевиднейшей ситуации вооруженной захватнической агрессии, каковым было гитлеровское нападение.

В дни войны, когда еще не существовало обязательности и даже формальной узаконенности антифашистской позиции, многие и из церковных деятелей хотели видеть в нападении Германии на Россию уникальный шанс сбросить иго безбожников и возвратить людям церковное окормление. Этот шанс Русская Зарубежная Церковь использовала достойнейшим образом - были открыты сотни храмов, людей крестили, венчали, отпевали, во многих городах и весях России впервые за десятилетие люди услышали церковное пение и слова церковной молитвы. Одновременно поддерживалось и благословлялось власовское движение - как движение против коммунистов и безбожников, за освобождение России от их ига. Многие участники этого движения и в самом деле так его и воспринимали, хотя и не все, конечно, - в любом общественном движение есть и достаточно светлых идеалистов, и достаточно темных циников, но и те и другие оказались в русской истории с клеймом "предателей", содействовавших жестокому, кровавому смерчу, обрушившемуся на Русь. Хорошо известно - сколько усилий пришлось потратить после войны той же РПЦЗ, чтобы оправдаться от обвинений в активном сотрудничестве с нацистами и объяснить свою работу на оккупированных территориях России в качестве религиозной и национальной, но не политически-профашистской.

С другой стороны, РПЦ МП занимала в войну позицию крайнего советского патриотизма, делая акцент на национальной, а не политической и не религиозной логике. Верующие собирали деньги на танковые колонны, "красные" священники были подпольщиками и разведчиками. После войны сформировалась даже богатая легендарная традиция, которая была призвана представить борьбу советского народа как священную и освященную божественным присутствием - отсюда многочисленные легенды о явлениях Пресвятой Богородицы, о облете на бомбардировщиках с иконами вокруг Москвы и Сталинграда, о ночных молениях Сталина в храме на Ордынке и т.д. Эта мифология мало, однако, может помочь делу понимания войны - Советский Союз выиграл не религиозную, а национальную войну, равно как Германия проиграла не религиозную (с точки зрения православных) войну, а войну захватническую. Тот или иной ход событий имел большое значение в истории Православия, но Православие влияния на ход событий в данном случае почти не оказывало.

И именно по этой войне важный психологический рубеж пролег в истории России, последствия которого имеют большое значение и до сего дня, религиозность перекочевала из общественной жизни в жизнь частную. До того момента религиозная позиция в России была политической позицией - верующий человек не мог быть "советчиком", не оказываясь коллаборационистом по отношению к своей вере. Именно война дала огромное количество "новых верующих" - советских солдат, а особенно - их вдов и матерей. И советский режим, в общем-то, признал за этими людьми право на личную религиозность, не имеющую политического значения, для чего, парадоксально, были использованы, успехи "церковных антисоветчиков" на оккупированной территории. Мало кто знает эти цифры, но сталинский "религиозный ренессанс" почти не привел к открытию храмов. Он выразился, прежде всего, в не-закрытии и передаче РПЦ МП храмов на той территории, которой "повезло" попасть под оккупацию - открыто советскими властями было очень малое число церквей. В каком-то смысле труды по религиозному возрождению русского народа на территории оккупации оказались востребованы теми, кто имел к ним малое отношение, - "официальной церковью". Однако условием передачи этих плодов оказался отказ от какой-либо "институциональной" и "политической" роли религии в жизни послевоенного СССР.

И современная религиозная ситуация в России, несмотря на более чем десятилетие свободы веры, это проекция ситуации военной и послевоенной. Только если раньше церковным структурам предписывалось поддерживать это выхолощенное "деполитизированное" и маргинальное состояние Церкви, то теперь им оказывается очень сложно справиться с его инерцией.

Тимофей
Христианин
22/06/03 08:04
timh.ru

# 91722

Re: 22 июня отмечают установлением крестов в память погибших сторонников Гитлера нов [re: Новости, #91721] Help admins  

Когда было 9 мая, по ТВ показывали длинющий фильм "Тихий Дон". Мы с женой смотрели и удивлялись, как в советское время могли сделать такой фильм, где и белые, и красные были показаны как обычные люди, и зачастую красные в фильме были даже хуже...


Шарфик
христианин
24/06/03 17:49

# 92279

Re: 22 июня отмечают установлением крестов в память погибших сторонников Гитлера нов [re: Тимофей, #91722] Help admins  

По-моему этот фильм показывали ещё в брежневские и послебрежневские времена. Меня тоже это немного удивляло, а больше удивляло то, что я не видел стены красные-белые, а видел людей, как личности, оказавшиеся в других условиях.

Но идеологическая подоплёка того фильма такова, что и люди, выходцы из буржуазной среды типа могут влиться в новую социалистическую жизнь.

Don't worry, be happy!

Тимофей
Христианин
24/06/03 17:51
timh.ru

# 92280

Re: 22 июня нов [re: Шарфик, #92279] Help admins  

Да, фильм показывали всегда, да и книга всегда считалась классикой. Но в школе, когда я был маленький, я все воспринимал по-другому.

А на праздниках 9 мая с женой смотрел от начала до конца и постоянно удивлялся.

Там действительно живые люди и настоящие трагедии показаны.


Шарфик
христианин
24/06/03 18:04

# 92282

Re: 22 июня нов [re: Тимофей, #92280] Help admins  

А ты пересмотри фильм "Буратино" - антисталинизм полнейший. Как его советы пропустили? :)

Don't worry, be happy!

E'ven
17-й праведник из Лк 15:7
25/06/03 09:57

# 92439

Re: 22 июня нов [re: Шарфик, #92282] Help admins  

А что там в Буратине, я давно смотрел, маленький был :-)
Вот про сиониста Гагарина помню - "он сказал 'поехали' и махнул рукой".


Тимофей
Христианин
25/06/03 10:12
timh.ru

# 92441

Re: 22 июня нов [re: Шарфик, #92282] Help admins  

Чиполлино тоже стоит смотреть :)

Вообще известные советские мультики все диссидентские, даже Бременские музыканты :-)


Шарфик
христианин
26/06/03 19:15

# 92865

Re: 22 июня нов [re: E'ven, #92439] Help admins  

А там песенка была.. куклы пели про Карабаса Барабаса - "Никакой он для нас не мучитель, а хороший и добрый учитель".

Мне это напомнило: "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство".

Ну а "Тараканище" Чуковского вообще неизвестно как выжило, совместно с его автором.

Don't worry, be happy!

Rootman
Растафарианство
01/07/03 06:17

# 93763

Re: 22 июня нов [re: Тимофей, #92441] Help admins  

Оооо, Бременские музыканты это вообще хиповский мультик :)))
И правда, как и только раньше цензура пропускала.




ОТВЕТИТЬ ВСЕМ   Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями
Перейти на