Открытый христианский форум JesusChrist.ru

Библия | Книги | Словари | Софт | Аудио, BQT, Евангелизм, JCQ, Молитва

Добро пожаловать на Открытый христианский форум JesusChrist.ru. Для того чтобы писать в форуме, Вам необходимо зарегистрироваться и войти на форум через ссылку для входа.

Общие разделы
   >> Книги, которые мы читаем
Просмотров: 1658 Просмотреть ВСЕ ветвиСледующая ветвь*Отображение Ветвями

PaVeI
христианин
22/07/13 12:57
tavankov.ru

# 972208

Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу Help admins  

Книга абсолютно не религиозная. Чисто описание болезней. Хотя несомненно очень интересных. Отсюда и известность книги. :)

В одном месте натолкнулся на очень красивое изложение о том, в чем нашел себя совершенно опустошенный болезнью человек. Описание интересно. Оно передано врачом. Человеком нейтральным к вере. Оно о душе. Душе человека потерявшего память.

Думаю будет интересно почитать для тех, кто размышляет о том, что такое славить Бога. Есть ли в этом некоторая рациональность или нет. Никаких утверждений. Просто интересно поразмышлять...

................................................

Самый вид его непроизвольно наводил на мысли о духовной инвалидности, о
безвозвратно погибшей душе. Возможно ли, чтобы болезнь полностью
'обездушила' человека?
- Как вы считаете, есть у Джимми душа? - спросил я однажды наших
сестер-монахинь.
Они рассердились на мой вопрос, но поняли, почему я его задаю.
- Понаблюдайте за ним в нашей церкви, - сказали они мне, - и тогда уж
судите.
Я последовал их совету, и увиденное глубоко взволновало меня. Я
разглядел в Джимми глубину и внимание, к которым до сих пор считал его
неспособным. На моих глазах он опустился на колени, принял святые дары, и у
меня не возникло ни малейшего сомнения в полноте и подлинности причастия, в
совершенном согласии его духа с духом мессы. Он причащался тихо и истово, в
благодатном спокойствии и глубокой сосредоточенности, полностью поглощенный
и захваченный чувством. В тот момент не было и не могло быть никакого
беспамятства, никакого синдрома Корсакова, - Джимми вышел из-под власти
испорченного физиологического механизма, избавился от бессмысленных сигналов
и полустертых следов памяти и всем своим существом отдался действию, в
котором чувство и смысл сливались в цельном, органическом и неразрывном
единстве.
Я видел, что Джимми нашел себя и установил связь с реальностью в
полноте духовного внимания и акта веры. Наши сестры не ошибались - здесь он
обретал душу. Прав был и Лурия, чьи слова вспомнились мне в тот момент:
'Человек состоит не только из памяти. У него есть чувства, воля,
восприимчивость, мораль... И именно здесь <...> можно найти способ
достучаться до него и помочь'. Память, интеллект и сознание сами по себе не
могли восстановить личность Джимми, и дело решали нравственная
заинтересованность и действие.
Нужно заметить, что понятие 'нравственного' не вполне точно отражает
существо дела. Не меньшую роль играли тут эстетическое и драматическое.
Наблюдая за Джимми в церкви, я осознал, что существуют особые области, где
просыпается человеческая душа и где в благодатном покое она соединяется с
миром. Те же глубины внимания и сосредоточенности обнаружил я и позже,
наблюдая, как Джимми слушает музыку и воспринимает театр. Он без
66
труда следовал за музыкальной темой или сюжетом простой драмы, и это не
так уж удивительно, поскольку каждый художественный момент произведения
неразрывно связан по смыслу и структуре со всеми остальными.
Расскажу еще, что Джимми любил садовничать и взял на себя некоторые
работы в нашем саду. Сначала он всякий раз приветствовал сад как незнакомца,
но потом так привык к нему, что ни разу не заблудился и знал его лучше, чем
внутреннее устройство Приюта. Мне кажется, его вел по нашему саду образ
давних любимых садов родного Коннектикута.
Безвозвратно потерянный в пространственном - 'экстенциональном' -
времени, Джимми свободно ориентировался в 'интенциональном' времени, о
котором писал Бергсон*. Неуловимые, ускользающие формальные структуры
длительности он гораздо надежнее запоминал и контролировал, когда они
воплощались в художественном действии и воле. Расчет, головоломка или
настольная игра давали пищу его интеллекту и в этом качестве могли удержать
его внимание на короткое время, но, покончив с ними, он опять распадался на
части, проваливался в бездну амнезии. В созерцании же природы или
произведения искусства, в восприятии музыки, в молитве, в литургии духовные
и эмоциональные переживания полностью поглощали его внимание, и это
состояние исчезало не сразу, оставляя после себя столь редкие для него
умиротворение и задумчивость.
Я знаю Джимми уже девять лет, и с точки зрения нейропсихологии он
совершенно не изменился. До сих пор он страдает от тяжелейшего синдрома
Корсакова, не может удержать в памяти изолированные эпизоды больше чем на
несколько секунд, и жизнь его полностью стерта амнезией вплоть до 1945 года.
Но в духовном отношении он порой полностью преображается, и перед нами
предстает не раздраженный, нетерпеливый и тоскующий пациент, а воис
тину человек Кьеркегора, глубоко чувствующий красоту и высшую природу
мира и способный воспринимать его эмоционально, эстетически, нравственно и
религиозно.
Впервые встретившись с Джимми, я заподозрил, что болезнь свела его к
состоянию юмовской пены, бессмысленной зыби на поверхности жизни. Мне
казалось, что у него нет шансов превозмочь бессвязность и хаос этой
экзистенциальной катастрофы. Эмпирическая наука вообще считает, что такое
преодоление невозможно, но эмпиризм совершенно не учитывает наличия души, не
видит, из чего и как возникает внутреннее бытие личности. Случай Джимми
может преподать нам не только клинический, но и философский урок: вопреки
синдрому Корсакова и слабоумию, вопреки любым другим подобным катастрофам,
как бы глубок и безнадежен ни был органический ущерб, искусство, причастие,
дух могут возродить личность.

http://lib.ru/PSIHO/SAKS/chelowek.txt


Перейти на