Во-первых, читай: лет в 14-15. Как вы думаете, какое чувство чаще всего сопровождает мальчишек в таком возрасте? Они ж все друг с другом спорят, соперничают, и т.д. Я несколько отличался от остальных. Я часто оскорблялся, но никогда не оскорблял других. Тогда-то и задумался, почему так происходит. Я любил мушкетёров и, конечно, был очень гордым. Бога я тогда для себя ещё не открыл, хотя был в процессе, это случилось уже ближе к 16. Зато я на своей шкуре хорошо понял, что такое высокомерие. Нет, гордость, в понимании простых людей, - вещь нужная и полезная. Когда она выходит за рамки, это уже гордыня. Гордыня ближе к высокомерию... Высокомерие - когда слишком высоко себя меришь по сравнению с другими. Именно этим от всего остального и отличается. Я был тогда гордым, но высокомерие мне было противно, я бы себе его точно не позволил. Гордость молчит, а высокомерие велеречит... (надеюсь, не отнесёте сейчас последнее ко мне: я просто размышляю и предаюсь воспоминаниям...). Гордость всё-таки оставляет за другими право на уважение. Высокомерие - нет. Достоинство - правильно, знать себе цену. Но как именно знать? По какой мерке? В том-то и дело, что если гордость мерит всё-таки по себе, то достоинство - это равноценное сравнение себя с другими. Человек, который способен на это: не мерить по себе, - безусловно, уже обладает определённым качеством. Поэтому, изучив других, он убеждается волей-неволей, что он не хуже. А думать о том, что другие могут быть хуже него, или он сам может быть лучше (заведомо) - этого достойный человек себе не позволит. Он умеет уважать и себя, и других. Ну, а что бывают люди, которые рано или поздно доказывают всем, - и высокомерным, и гордецам, и достойным, - что они-то точно достойными людьми не являются... Высокомерный будет такого презирать, гордый - осуждать, а вот достойный... Скорее всего, просто перестанет замечать, но без презрения и осуждения. Разве что с сожалением.
Ведь достоинство судит именно себя, а не других. Оно пытается объективно выяснить свою цену, а не цену других... Потому в трудных условиях и высокомерного, и гордого можно легко задеть и даже погубить; достойного - вряд ли. Он сохраняет достоинство всегда, и за остальными оставляет это право. Если кто-то не умеет - это уже личное дело каждого.
Высокомерие приказывает, гордость поучает (не путать: учит), достоинство - беседует. Скромность - прежде всего слушает. Хотя вполне может оставаться при собственном мнении.
Позже, в 16 лет, я впервые, осознав Бога, осознал грех гордыни. Кстати, могу подтвердить, что скромность - не эквивалент стеснительности. Я сам был жутко стеснительным, даже забитым... но и гордецом-то тоже был одновременно! А достоинство начал вырабатывать именно тогда. Начал бороться с приступами гнева, низкого мнения об окружающих, и т.д. Понял, что в первую очередь надо заниматься самим собой. А уже лет в 20 начал бороться и с забитостью, когда понял, что фактическое рабство может привести к рабству духовному, - но душа-то моя принадлежит Богу! И что без собственной инициативы нельзя как и большого зла сотворить, так и большого добра. А удачи-неудачи - вопрос опыта...
Сегодняшний результат оценивать не могу. Трудно себя оценивать. Иногда кажется, что я с Богом, иногда кажется - что я ужас что. Так и живу.
Всем привет и удачи,
Александр.
|