Комментарий дня: Церковная наука в светском платье. Несколько слов об итогах конференции "История и агиография неразделенной Церкви"
Открывшаяся в Российской академии наук 16 июня международная конференция "История и агиография неразделенной Церкви" прошла на диво тихо и почти незаметно, как и должно проходить научным мероприятиям. Как это обычно бывает, стало ясно, что научные исследования и широковещательный журнализм с церковно-политической подкладкой имеют мало что общего. Правда, ряд церковных СМИ всячески подчеркивал "церковно-научный" характер конференции, ссылаясь на официальное соглашение между РАН и РПЦ МП, обязывающее отечественных ученых-гуманитариев интеллектуально поддерживать Церковь, утратившую значительную часть собственных интеллектуальных ресурсов вследствие известных событий.
Броское "экуменичное" название, бравирующее догматически-сомнительным термином "неразделенная Церковь" (как будто Церковь когда-то стала "разделенной"), должно было, видимо, привлечь иностранных участников, чего, в общем, как раз и не произошло. "Международность" в результате выразилась в статистически незначительном количестве представителей светских научных и учебных заведений из европейских стран. Бремя организационных забот легло на Институт всеобщей истории РАН (обязанный к этому заключенным соглашением с РПЦ МП) и на ЦНЦ "Православная энциклопедия", а все финансовые расходы в духе времени взяло на себя министерство культуры РФ.
Церковная составляющая состояла в пиар-кампании патрона "Православной энциклопедии" архиепископа Истринского Арсения (Епифанова). Архиепископ Арсений в последнее время часто выражал свои неожиданно возросшие симпатии к церковной дипломатии, так что на пленарной сессии он смотрелся почти как представитель ОВЦС. На самой конференции церковность присутствовала в основном в виде диссонирующих с общим научным и интеллектуальным уровнем странных тем докладов, вроде "Апостольская традиция" (П. Греч), "Типы экклезиологии" (Прот. Валентин Асмус) или "Теории Церковной истории" (Г. Бесье). Этими абстрактыми и крайне неопределенными темами и исчерпала себя "церковная составляющая".
Научная же часть, собственно, показала, что в российских вузах, Институтах академии наук и в западных университетах, как и положено, изучают агиографические памятники и средневековые исторические источники. Единственное приятное исключение явили собой молодые сотрудники и редактора ЦНЦ "Православная энциклопедия", действительно показавшие хороший уровень подготовки.
Что же остается в итоге? Появилась ли в церковных учебных заведениях та "высокая православная наука", которая составила бы конкуренцию светским ученым? Пожалуй, что нет, а если и появилась, то скрылась в глубокой и спокойной воде внутриконфессиональных мероприятий. На контакт со своими светским собратьями эти отдельные ученые иноки и батюшки не очень хотят идти: кому-то боязно, а кому-то и противно… Получается, что церковные учебные заведения как и прежде не готовят "быстрых разумом Невтонов" церковной истории или агиологии, а довольствуются подготовкой клириков для открывающихся храмов и образованных матушек для моральной поддержки означенных клириков.
Известно, что для подъема церковной науки внутри церковных же стен нужно приложить много усилий и вложить немало средств. Но самое главное - цели не должны быть абстрактно-благостными: "возродить былой расцвет", "способствовать подъему уровня"… Это, во-первых, неимоверно скучно и неталантливо сформулировано, и для молодых людей совсем не привлекательно (а именно от них зависит судьба этого чаемого "возрождения церковной науки"), а во-вторых, в этом нет высокой идеи, нет борьбы, словом, нет того, что подвигает молодого человека заниматься такой унылой и однообразной вещью как научные исследования.
Кроме всего прочего, современная научная конъюнктура выдвигает такие требования к исследователям и их трудам, что всерьез можно говорить о "служении науке". На такое жертвенное служение и готовы предствители тех самых светских вузов и НИИ, которых принято считать в клерикальной среде "невоцерковленными". Что же касается перспектив развития агиографической и церковно-археографической тематики в светской ученой среде, то они весьма хороши и даже больше. Светские ученые организуют конференции, издают журналы, создают научные центры, разрабатывающие эту тематику. Все-таки науке проще водиться в тех водоемах, которые специально спроектировали для ее разведения.
Новость предоставлена христианским дайджестом новостей JesusChrist.ru со ссылкой на следующий источник: Портал-Кредо
|